г. Тюмень |
|
10 июля 2014 г. |
Дело N А75-8890/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Варьеганнефтегаз" на решение от 18.11.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 25.03.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-8890/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Варьеганнефтегаз" (628464, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Радужный, 2-й микрорайон, 21, ИНН 8609000160, ОГРН 1028601465067) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 33, ИНН 8601024177, ОГРН 1048600008951) об оспаривании предписания.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Варьеганнефтегаз" - Мальцев М.А. по доверенности от 28.01.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Варьеганнефтегаз" (далее - общество, ОАО "Варьеганнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) от 19.08.2013 N 16/3/1-2 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Решением от 18.11.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 25.03.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "Варьеганнефтегаз", ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судов о наличии объекта гражданской обороны - противорадиационного укрытия (ПРУ) в составе здания, принадлежащего обществу на праве собственности, основаны на ошибочном толковании законодательства в области гражданской обороны. Общество не осуществляло каких-либо действий, направленных на создание объекта гражданской обороны, не оформляло паспорт сооружения гражданской обороны ввиду фактического отсутствия такого объекта.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежит здание ИТС, расположенное по адресу:
г. Радужный, 2 мкр-н, д. 21.
В период с 01.08.2013 по 19.08.2013 управлением проведена проверка соблюдения ОАО "Варьеганнефтегаз" требований законодательства в области гражданской обороны, по результатам которой выдано предписание от 19.08.2013 N 16/3/1-2.
Согласно указанному предписанию обществу предписано в срок до 01.03.2014 устранить следующие нарушения требований гражданской обороны:
1. защитное сооружение (ПРУ) не соответствует требованиям, предъявляемым к состоянию, содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (отсутствуют защитно-герметические и герметические двери и ставни, противовзрывные устройства, герметизация и гидроизоляции всего сооружения и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации);
2. отсутствует паспорт на предписанное к административно-бытовому корпусу общества защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку общество, являясь собственником помещения, отнесенного к защитным сооружениям гражданской обороны (далее - ЗС ГО), не выполняет требования, установленные к таким сооружениям.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пунктам 2, 4 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение N 305), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальные органы в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом: издано в документальной форме с соблюдением необходимых реквизитов (наименование должностного лица, дата, подпись), выражает властное предписание индивидуального характера (содержит выводы о нарушении требований законодательства в области гражданской обороны, требование, обязывающее принять меры по устранению выявленных нарушений), предполагает, в случае его неисполнения, применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 5 Положения N 305, пунктом 4 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны выдано уполномоченным лицом в пределах компетенции.
Заявляя об отсутствии обязанности по исполнению указанного предписания управления, общество ссылается на отсутствие у него помещения, имеющего статус объекта гражданской обороны.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также за счет строительства этих объектов (пункт 12 Порядка N 1309).
В соответствии с пунктами 1.2., 2.1.-2.5. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Сведения о наличии ЗС ГО представляются в МЧС России в соответствии с устанавливаемым порядком.
Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.05.2006 N 169-рп на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2006 году уполномоченными органами проведена инвентаризация защитных сооружений гражданской обороны.
По итогам указанной инвентаризации подтверждено наличие объектов гражданской обороны на территории муниципального образования г. Радужный, ЗС ГО присвоены инвентарные номера реестра МЧС России.
Согласно Инвентаризационной ведомости ПРУ гражданской обороны, находящихся на территории г. Радужный по состоянию на 30.07.2006, и Журналу учета защитных сооружений гражданской обороны муниципального образования г. Радужный, входящее в состав здания ИТС ОАО "Варьеганнефтегаз" (адрес: г. Радужный, 2-й мкр-н, дом 21) ПРУ поставлено на учет в качестве объекта гражданской обороны с присвоением инвентарного номера.
Вместе с тем, по итогам инвентаризации на указанный объект гражданской обороны не был оформлен паспорт убежища (ПРУ), заверенный организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Доводы ОАО "Варьеганнефтегаз" о том, что фактическое отсутствие паспорта убежища (ПРУ) свидетельствует об отсутствии объекта гражданской обороны, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и не учитывают возможность утраты такого паспорта, оформления его после постановки ПРУ на учет.
В материалы дела не представлены доказательства реализации обществом права по снятию с учета ЗС ГО в соответствии с пунктами 2.6 - 2.12 Правил N 583.
В силу положений раздела I Правил N 583 обязанность по содержанию ЗС ГО, обеспечению готовности его использования по предназначению возложена на организации, эксплуатирующие эти сооружения.
Факт содержания спорного сооружения с нарушениями требований в области гражданской обороны обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии у управления правовых оснований для выдачи ОАО "Варьеганнефтегаз" оспариваемого предписания является правильным.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций обстоятельств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Ссылка подателя кассационной жалобы на неисполнимость оспариваемого предписания в связи с необходимостью повреждения несущих конструкций здания ИТС для выполнения требований управления не подтверждена соответствующими доказательствами.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.11.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 25.03.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8890/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1.2., 2.1.-2.5. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
...
В материалы дела не представлены доказательства реализации обществом права по снятию с учета ЗС ГО в соответствии с пунктами 2.6 - 2.12 Правил N 583.
В силу положений раздела I Правил N 583 обязанность по содержанию ЗС ГО, обеспечению готовности его использования по предназначению возложена на организации, эксплуатирующие эти сооружения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2014 г. N Ф04-5774/14 по делу N А75-8890/2013
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5774/14
25.03.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-783/14
18.11.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8890/13