г. Тюмень |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А27-11426/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Мухаровой С.В. рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "КузбассАвто" и закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кемерово" на решение от 27.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление от 28.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-11426/2013 по заявлению открытого акционерного общества "КузбассАвто" (652571, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, село Драченини, улица Юбилейная, 1Б, ОГРН 1084212002126 ИНН 4212028051) и закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кемерово" (650070, город Кемерово, Аэропорт территория, ОГРН 1034205052144, ИНН 4205052448) к Кемеровской таможне (650055, город Кемерово, улица Сарыгина, 36, ОГРН 1024200707079, ИНН 4205009474) о признании недействительными решений и требований.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Мишина И.В.) в заседании участвовали: от открытого акционерного общества "КузбассАвто" - Гусев Ю.А. (доверенность от 01.04.2014), от закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кемерово" - Хомяк А.П. (доверенность от 01.01.2014), от Кемеровской таможни - Боева Т.В. (доверенность от 15.11.2012), Яковлев Ю.И. (доверенность от 29.08.2013) и Фролов А.В. (доверенность от 15.10.2013).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "КузбассАвто" (далее - ОАО "КузбассАвто", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне о признании недействительными решений от 11.07.2013 N 10608000-21-23/000003, N 10608000-21-23/000004, N 10608000-21-23/00000 и требований от 17.07.2013 N 90, N 88, N 86 об уплате таможенных платежей.
Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Кемерово" (далее - ЗАО "РОСТЭК-Кемерово", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне о признании недействительными решений от 11.07.2013 N 10608000-21-23/000003, N 10608000-21-23/000004, N 10608000-21-23/000005 и требований от 17.07.2013 N 87, N 89, N 91 об уплате таможенных платежей.
Определением от 18.09.2013 дела, возбужденные по заявлениям ОАО "КузбассАвто" и ЗАО "РОСТЭК-Кемерово", объединены в одно производство.
Решением от 27.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований ОАО "КузбассАвто" и ЗАО "РОСТЭК-Кемерово" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "КузбассАвто" и ЗАО "РОСТЭК-Кемерово", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просят отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных ими требований.
По мнению заявителей, судами неверно истолкованы положения о порядке применения Основных правилах интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД), сделан ошибочный вывод о правомерности применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД 2, неправильно определен товар, подлежащий декларированию, неверно применены положения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД); таможенным органом применены недействующие документы.
В отзыве на кассационную жалобу Кемеровская таможня, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "КузбассАвто" и ЗАО "РОСТЭК-Кемерово" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с внешнеторговыми контрактами от 24.08.2011 N KuzbassAvto/HWC-019 (декларации на товары (далее - ДТ) N 10608030/131211/0001631, N 10608030/190312/0000180) и от 05.12.2011 N KuzbassAvto/HWC-023 (ДТ N 10608030/200312/0000183) продавец - "HANWHA CORPORATION" (Корея) обязуется отгрузить, а покупатель ООО "КузбассАвто" (Россия) - купить 96 комплектов шасси "Hyundai Mighty HD 78", произведенных компанией "HYUNDAI MOTOR COMPANY".
На основании внешнеторговых контрактов от 24.08.2011 N KuzbassAvto/HWC-019 и от 05.12.2011 N KuzbassAvto/HWC-023 между ООО "КузбассАвто" и корейской Корпорацией "YOUNGSAN CLONET" заключены контракты на оказание услуг: от 13.10.2011 N Kuzbass/Youngsan - 003, от 28.11.2011 N Kuzbass/Youngsan - 004, от 28.12.2011 N Kuzbass/Youngsan - 005, согласно которым корейская Корпорация "YOUNGSAN CLONET" оказывает услуги ООО "КузбассАвто" по демонтажу 48 штук грузовых автомобильных шасси "Hyundai Mighty HD 78", изготовленных компанией - производителем "HYUNDAI MOTOR COMPANY".
В соответствии с инвойсом от 12.11.2011 N KUZ-MIGTY HD78-111105, коносаментом N FSCOPUVYl83872 (ДТ N 10608030/131211/0001631), инвойсом от 04.02.2012 N KUZ-MIGTY HD78-120121-2, коносаментом N FSCOPUVY185353 (ДТ N 10608030/200312/0000183), инвойсом от 02.02.2012 N KUZ-MIGTY HD78- 120121 (ДТ N 10608030/190312/0000180) ООО "КузбассАвто" (декларантом) приобретен и ему поставлен товар - 48 комплектов для сборки шасси "Hyundai Mighty HD 78".
В Ленинск - Кузнецкий таможенный пост декларантом 13.12.2011, 19.03.2012, 20.03.2012 поданы ДТ N 10608030/131211/0001631, N 10608030/190312/0000180, N 10608030/200312/0000183.
Товар N N 1-68 классифицирован согласно правилу N 1 ОПИ ТН ВЭД и пояснениями к ТН ВЭД по кодам ТН ВЭД в соответствии с наименованиями деталей и узлов как части моторного транспортного средства "Hyundai Mighty HD 78", предназначенного для перевозки грузов, имеющего максимальную массу 7500 т.
В ходе проведенной Кемеровской таможней камеральной проверки за период с 13.12.2011 по 21.03.2012 установлено, что декларантом неверно заявлен код товаров N N 1-68 классифицированный согласно правилу N 1 ОПИ ТН ВЭД и пояснениями к ТН ВЭД по кодам ТН ВЭД.
По результатам проверки Кемеровской таможней вынесены оспариваемые заявителями решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД и требования об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с выводами таможенного органа, заявители обратились в Арбитражный суд Кемеровской области.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по ТН ВЭД.
Частью 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в таможенной декларации указываются сведения о товарах, включающие: наименование, описание и классификационный код по ТН ВЭД.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Единый таможенный тариф таможенного союза. В составе Единого таможенного тарифа таможенного союза и ТН ВЭД утверждены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 с 01.01.1997 Российская Федерация присоединилась к Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983.
Статьей 1 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров определено, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.
Пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, предусмотрено, что ОПИ ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с остальными правилами.
При определении кода ТН ВЭД в первую очередь используются сведения о товаре, указанные в ДТ, а также документах, приложенных к ДТ при таможенном оформлении (внешнеэкономический контракт, спецификации, иные коммерческие документы, техническая документация производителя).
Согласно правилу 2а ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Пояснения к правилу 2а ОПИ ТН ВЭД утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза".
В отношении товаров, поставленных в некомплектном или незавершенном виде, разъяснено, что первая часть Правила 2а расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством комплектного или готового изделия.
В отношении товаров, представленных в несобранном или разобранном виде, разъяснено, что вторая часть Правила 2а предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки.
Данное Правило также применяется к некомплектным или незавершенным изделиям, представленным в разобранном или несобранном виде, при условии, что они рассматриваются как комплектные или завершенные производством изделия в силу действия первой части данного Правила.
Согласно данному Правилу термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид.
Таким образом, для применения при классификации некомплектного и поставленного в несобранном (разобранном) виде товара первой части Правила 2а необходимо установить обладает ли некомплектный товар основным свойством комплектного или готового изделия в отсутствие некоторых комплектующих; при условии возможности применения первой части правила 2 (а), для применения второй части указанного правила необходимо исключить необходимость подвергать компоненты после их сборки дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что фактически ООО "КузбассАвто" ввезены и продекларированы в ДТ N N 10608030/131211/0001631, 10608030/190312/0000180, 10608030/200312/0000183 моторные транспортные средства для перевозки грузов "Hyundai Mighty HD-78" в виде комплектующих (то есть в разобранном (несобранном) виде), и сделали обоснованный вывод о необходимости применения при классификации указанных товаров для таможенных целей Правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД.
Комплектующие (товары N N 1-68), заявленные в каждой из ДТ N N 10608030/131211/0001631, 10608030/190312/0000180, 10608030/200312/0000183, достаточны для сборки 48-ми шасси транспортного средства "Hyundai Mighty HD 78", в составе которых имеется 48 кабин к моторному транспортному средству "Hyundai Mighty HD 78" (в каждой ДТ - товар N 36) и 48 дизельных двигателей с рабочим объёмом 3907 см (в каждой ДТ - товар N 5), что в соответствии с примечанием 3 к группе 87 ТН ВЭД означает правильность классификации ввезенных товаров в качестве моторных транспортных средств для перевозки грузов (8704 ТН ВЭД).
С целью получения достоверных сведений о ввезенном товаре и оценке правильности классификации спорного товара по ТН ВЭД обе судебные инстанции полно и всесторонне исследовали внешнеторговые контракты N N KuzbassAvto/HWC-019 от 24.08.2011, KuzbassAvto/HWC-8 023 от 05.12.2011, а также относящиеся к исполнению указанных контрактов коммерческие (инвойсы) и транспортные документы, следовавшие с товаром через таможенную границу Таможенного союза; описание компонентов товара, приведенное в графе 31 ДТ NN NN10608030/131211/0001631, 10608030/190312/0000180, 10608030/200312/0000183; заключенные между ООО "КузбассАвто" и корейской Корпорацией "YOUNGSAN CLONET" контракты от 13.10.2011 N Kuzbass/Youngsan - 003, от 28.11.2011 NKuzbass/Youngsan - 004, от 28.12.2011 NKuzbass/Youngsan - 005 на оказание услуг по демонтажу грузовых автомобильных шасси "Hyundai Mighty HD 78", изготовленных компанией - производителем "HYUNDAI MOTOR COMPANY).
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Контракта на оказание услуг от 13.10.2011 N Kuzbass/Youngsan - 003 исполнитель обязуется произвести "демонтаж 48 штук грузовых автомобильных шасси Hyundai HD 78 STANDARD (Контракт купли-продажи N KuzbassAvto/HWC-019 от 24.08.2011, первая партия), изготовленных компанией HYUNDAI MOTOR COMPANY, именуемой в дальнейшем "Производитель", и доставленных на завод поставщика компанией НANWHACORPORATION, именуемой в дальнейшем "Продавец". Полученные в результате демонтажа DKD-машинокомплекты, состоящие из отдельных агрегатов, узлов и деталей трансмиссии, включая двигатели, системы впуска и выпуска, тормозные системы, подвески, электрооборудования, светотехники, колес, метизов, крепежных деталей и т.д., предназначенных для дальнейшей промышленной сборки типа DKD грузовых шасси, в дальнейшем именуются "Части". Согласно пункту 4 Контракта на оказание услуг от 13.10.2011 NKuzbass/Youngsan - 003 "Исполнитель упаковывает Части в экспортную упаковку в соответствии со стандартом Производителя".
Аналогичным образом определены оказываемые Корпорацией "YOUNGSAN CLONET" услуги в контрактах на оказание услуг от 28.11.2011 N Kuzbass/Youngsan - 004 и от 28.12.2011 N Kuzbass/Youngsan - 005 (со ссылкой на Контракт купли-продажи N KuzbassAyto/HWC-023 от 05.12.2011).
Согласно информации "Комплект документов на технологический процесс сборки автомобильных шасси Hyundai Kuzbas HD 78" ТД-025.01 КА, технологический процесс сборки компонентов шасси и кабины с шасси состоит из операций перемещения, сверления отдельных отверстий, соединений компонентов между собой при помощи болтов, гаек, других крепежных элементов, с использованием кран-балки и инструментов (керн, молоток слесарный, ключи гаечные, шуруповерт, дрель, гайковерты, динамометрические ключи).
Указанные операции позволяют сделать достоверный вывод о том, что представленные в разобранном виде компоненты "Hyundai Mighty HD 78" собираются с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) путем сборочных операций.
По условиям пункта 1.1 внешнеторговых контрактов от 24.08.2011 N KuzbassAvto/HWC-019, от 05.12.2011 N KuzbassAvto/HWC-023 продавец обязуется отгрузить, а покупатель купить комплектующие для 96 (48) машинокомплектов типа DKD, предназначенных для промышленной сборки грузовых шасси "Hyundai Mighty HD 78".
Во исполнение дополнительных контрактов от 13.10.2011 N Kuzbass/Youngsan - 003, от 28.11.2011 N Kuzbass/Youngsan - 004, от 28.12.2011 N Kuzbass/Youngsan - 005 корейской Корпорацией "YOUNGSAN CLONET" для ООО "КузбассАвто" произведен демонтаж готовых собранных 48 штук грузовых автомобильных шасси "Hyundai Mighty HD 78", изготовленных компанией производителем - "HYUNDAI MOTOR COMPANY".
Готовый товар - грузовые автомобильные шасси "Hyundai Mighty HD 78", изготовленные компанией производителем - "HYUNDAI MOTOR COMPANY", демонтированы для транспортировки и заявлены в качестве товаров N N 1-68 в ДТ NN 10608030/131211/0001631, 10608030/190312/0000180, 10608030/200312/0000183.
Следовательно, комплектующие образуют незавершенное транспортное средство (шасси), на базе которого впоследствии может быть изготовлено транспортное средство, относящиеся к 3 экологическому классу.
В соответствии с заключением таможенного эксперта от 16.10.2012 N 5/1905/2012 ЦЭКТУ ФТС России, г. Москва, ввезенные части обладают основными признаками и свойствами комплектного завершенного шасси моторного транспортного средства "Hyundai Mighty HD 78". Ввезенные части без дополнительной обработки, произведенной импортером после декларирования, обладают признаками и свойствами комплектного завершенного шасси моторного транспортного средства - грузовика "Hyundai Mighty HD 78". Дополнительная обработка, внесла конструктивные изменения в раму "Hyundai Mighty HD 78", но не является необходимым условием для приведения в завершенный вид шасси "Hyundai Mighty HD 78".
Доводам заявителей о неверном истолковании судом первой инстанции положения о порядке применения ОПИ ТН ВЭД, о правомерности применения таможенным органом ОПИ 2, неправильном определении товара, подлежащий декларированию, неверном применении положений ТН ВЭД, о неправомерном отказе в удовлетворении ходатайства о проведении идентификационной экспертизы, а также о том, что таможенным органом применены недействующие документы, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11426/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по ТН ВЭД.
Частью 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в таможенной декларации указываются сведения о товарах, включающие: наименование, описание и классификационный код по ТН ВЭД.
...
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 с 01.01.1997 Российская Федерация присоединилась к Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983.
...
Пунктом 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, предусмотрено, что ОПИ ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
...
Пояснения к правилу 2а ОПИ ТН ВЭД утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2014 г. N Ф04-5389/14 по делу N А27-11426/2013