г. Тюмень |
|
24 июля 2014 г. |
Дело N А27-20884/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шороховой И.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.12.2013 (судья Семёнычева Е.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Скачкова О.А., Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А.) по делу N А27-20884/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (650070, город Кемерово, улица 9 Января, дом 6, ИНН 4205118441, ОГРН 1064205127271) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, Кемеровская область, город Кемерово, Кузнецкий проспект, дом 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании недействительными решений.
При участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации г. Кемерово (650099, город Кемерово, пр. Советский, дом 54, ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда (судья Конкина И.В.) в заседании участвовали представители: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Овчинников В.П. по доверенности от 14.05.2014.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный трест" (далее - Общество, налогоплательщик, ООО "ЖКТ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС по г. Кемерово) о признании недействительными решения от 18.09.2012 N 39657 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 2936 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, обязании налогового органа устранить нарушение прав налогоплательщика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Кемерово (далее - администрация).
Решением от 20.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными оспариваемые решения в части доначисления НДС в размере 2 515 218 руб., соответствующих сумм пени и штрафа; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части удовлетворения требований Общества, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что полученные Обществом из бюджета денежные средства в виде субсидий, связанных с применением государственных регулируемых цен, подлежат обложению НДС, поскольку предоставление субсидий связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Судами и материалами дела установлено следующее.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Обществом уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2011 года Инспекция составила акт и вынесла решения от 18.09.2012 N 39657 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислен штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 199 065,50 руб., предложено уплатить недоимку в размере 1 116 460 руб., пени в размере 20 946,78 руб.; и N 2936 об отказе в возмещении полностью НДС, заявленного к возмещению, в размере 1 474 758 руб.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 02.11.2012 N N 679, 2936 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решения Инспекции - без изменения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ. Таким образом, законность и обоснованность принятых судебных актов проверяется в части признания решений Инспекции недействительными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Основанием для принятия оспариваемых решений (применительно к предмету кассационного обжалования) послужил вывод Инспекции о нарушении Обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, что выразилось в занижении налоговой базы по НДС на сумму субсидий, полученных от Администрации с учетом НДС.
Как установлено судами, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами:
- Региональной энергетической комиссией Кемеровской области установлены тарифы на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке Кемеровской области (постановление от 21.12.2010 N 302), и на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МП "Тепловые сети города Кемерово" (постановление от 24.12.2010 N 308);
- решением Кемеровского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" предусмотрено возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории города Кемерово, путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством;
- порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, утвержден распоряжением Администрации от 07.04.2008 N 1375;
- на основании названных нормативных актов Администрацией и Обществом заключен договор от 11.01.2011 N 09-с/11, по условиям которого Обществу в 2011 году предоставляются субсидии в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Кемерово, в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды всесторонне исследовали все представленные сторонами доказательства и, руководствуясь положениями статей 39, 40, 146, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к верному выводу, что полученные Обществом из бюджета города Кемерово денежные средства являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Указанные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому не являются объектом налогообложения по НДС.
Кассационная инстанция, соглашаясь с указанными выводами судов, исходит из следующего.
В рассматриваемом случае полученные Обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод Инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, суды верно указали, что направленные из бюджета Обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные Обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
Общество не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет.
Распорядитель бюджетных средств, в порядке статей 6, 69, 78, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства. Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом суды правильно отметили, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно: денежные средства переданы Обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам.
В ходе камеральной налоговой проверки не рассматривался вопрос о правомерности заявленных Обществом вычетов по НДС, в связи с чем отклоняется соответствующий довод Инспекции.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными оспариваемые решения Инспекции по настоящему эпизоду.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20884/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По мнению налогового органа, налогоплательщик занизил налоговую базу по НДС на сумму субсидий, полученных от администрации муниципального образования с учетом НДС.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с мнением налогового органа и указал следующее.
Региональной энергетической комиссией установлены тарифы на услуги горячего водоснабжения, муниципальным актом предусмотрено возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.
Между администрацией и налогоплательщиком заключен договор, по условиям которого налогоплательщику предоставляются субсидии в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
В рассматриваемом случае полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен. Следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Указанные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования, а полученные денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги. Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу ст. 146 НК РФ).
Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2014 г. N Ф04-5782/14 по делу N А27-20884/2012