г. Тюмень |
|
23 июля 2014 г. |
Дело N А27-19665/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.03.2014 (судья Гуль Т.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 (судьи Колупаева Л.А., Полосин А.Л., Скачкова О.А.) по делу N А27-19665/2013
по иску индивидуального предпринимателя Галичева Евгения Алексеевича к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Советский, 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478)
о признании недействительным уведомления в части размера арендной платы.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Галичев Евгений Алексеевич (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет) о признании недействительным (ничтожным) уведомления от 10.12.2010 N 9-6-12/2506 об изменении размера арендной платы в части расчёта, превышающего нормативно установленный размер арендной платы - 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Предъявленные требования основаны ссылкой на статьи 168, 450, 452 Гражданского кодекса РФ, статьи 22, 65 Земельного кодекса РФ, пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 582), судебную практику.
Решением суда от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.05.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет в поданной кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы Комитет указывает, что ставки арендной платы, утвержденные для федеральных земель постановлением Правительства РФ N 582, не являются обязательными для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; оспариваемое уведомление было предметом рассмотрения в рамках дела N А27-9082/2012 о взыскании задолженности по арендной плате; условия договора аренды согласованы сторонами.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлен.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании решения Комитета от 09.10.2009 N 3-2/3462 "О предварительном согласовании Агальцову С.А. места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводский район, юго-восточнее комплекса строений N 14 по улице Баумана" земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101030:685 был предоставлен в аренду Агальцову С.А. по договору аренды земельного участка от 09.03.2010 N 08-03-С/10.
Затем, с 01.08.2010 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 09.03.2010 N 08-03-С/10 перешли к предпринимателю Галичеву Е.А. в соответствии с заключенным соглашением от 19.08.2010 с 01.08.2010.
Из пункта 3.1 договора аренды следует, что размер арендной платы и платы за фактическое использование земельного участка определяется в порядке, указанном в протоколе определения величины арендной платы.
Согласно протоколу определения величины арендной платы к договору аренды, размер арендной платы на дату заключения договора составляет 88 351,17 руб. в месяц (на основании Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62).
Арендная плата исчислена по формуле, в основу которой положена кадастровая стоимость арендованного земельного участка.
Комитет в адрес предпринимателя направил уведомление от 30.12.2010 N 9-6-12/2506 об изменении арендной платы по договору аренды, размер которой с 01.01.2011 составил 94 094 руб. в месяц, а с 14.01.2011 - 235 234,99 руб. в месяц.
Не соглашаясь с указанным уведомлением и полагая, что арендная плата должна определяться в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что изменение размера арендной платы по договору аренды произведено арендодателем без учета норм федерального законодательства.
Выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ принято постановление Правительства РФ N 582, в соответствии с которым к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Постановлением Правительства РФ N 582 определены соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства РФ N 582 для земель федеральной собственности.
Пунктом 3 Правил постановления Правительства РФ N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В рассматриваемом деле спорный земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
По материалам дела судами установлено, что расчет изменения размера арендной платы в оспариваемом уведомлении осуществлен Комитетом в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, условиями и сроками внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденным постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62.
Суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 N 15837/11, правомерно пришли к выводу, что указанный в оспариваемом уведомлении размер арендной платы в отношении предоставленного обществу земельного участка, определен в нарушении требований Земельного кодекса РФ при несоблюдении принципов и правил, установленных постановлением Правительства РФ N 582.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали уведомление от 30.12.2010 N 9-6-12/2506 в части расчета арендной платы в размере, превышающем нормативно установленный размер арендной платы 2% от кадастровой стоимости в год, недействительным, как несоответствующим требованиям действующего законодательства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и подлежат отклонению в виду их несостоятельности.
При рассмотрении кассационной жалобы не нашли своего подтверждения доводы Комитета о том, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм законодательства и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ недопустимо в суде кассационной инстанции.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При разрешении спора судами правильно применены нормы права, надлежащим образом исследованы доказательства и правильно установлены фактические обстоятельства дела, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.03.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по делу N А27-19665/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства РФ N 582 для земель федеральной собственности.
Пунктом 3 Правил постановления Правительства РФ N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
...
Суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 N 15837/11, правомерно пришли к выводу, что указанный в оспариваемом уведомлении размер арендной платы в отношении предоставленного обществу земельного участка, определен в нарушении требований Земельного кодекса РФ при несоблюдении принципов и правил, установленных постановлением Правительства РФ N 582."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2014 г. N Ф04-6647/14 по делу N А27-19665/2013