г. Тюмень |
|
28 июля 2014 г. |
Дело N А70-11055/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.01.2014 (судья Стафеев С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.)
по делу N А70-11055/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042)
к администрации Тюменского муниципального района (625049, город Тюмень, улица Московский тракт, 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) о признании недействительным распоряжения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Дейнеко Татьяна Яковлевна.
В заседании принял участие представитель администрации Тюменского муниципального района - Орлова А.Ш. по доверенности от 11.03.2014.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 05.02.2009 N 606ро "О предоставлении земельного участка в аренду Дейнеко Татьяне Яковлевне для ведения личного подсобного хозяйства в Тюменской области, Тюменском районе, д. Черная речка, ул. Северная, участок N 309".
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент) и Дейнеко Татьяна Яковлевна (далее - Дейнеко Т.Я.).
Решением суда от 15.01.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление в поданной кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
По утверждению Управления, суды не учли, что план лесного участка, содержащий сведения об основных характеристиках земельного участка, и заверенный органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, является юридически действительным документом, поэтому отсутствие данных государственного кадастрового учета по лесному участку само по себе не свидетельствует об отсутствии установленных границ такого участка.
В судебном заседании представитель администрации отклонил доводы кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей управления, департамента и Дейнеко Т.Я., извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежат лесные участки: с кадастровым номером 72:17:0000000:39, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 98 476 га, местонахождение объекта: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2012 серии 72НМ N 337531); с кадастровым номером 72:17:0000000:877, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: лесной участок площадью 593 600 000 кв. м, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество: Мичуринское участковое лесничество: Червишевское СП (кварталы 146-161) (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2013 серии 72 НМ N 337479).
На основании заключенного договора аренды от 27.02.2009 N 17-24/266 в соответствии распоряжением администрации от 05.02.2009 N 606ро был предоставлен в пользование Дейнеко Т.Я. для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок с кадастровым номером 72:17:2312001:79, площадью 2 500 кв.м, расположенный в Тюменской области, Тюменском районе, д. Черная речка, ул. Северная, участок N 309, категория земель - земли населенных пунктов.
В связи с полученным сообщением прокуратуры Тюменского района о незаконном строительстве домов по ул. Северная д. Черная речка на землях лесного фонда должностными лицами департамента был произведен осмотр земельных участков с проведением соответствующих действий по определению их местоположения.
По результатам сопоставления с материалами лесоустройства департамент установил наложение границ земельных участков, предоставленных гражданам, на границы лесных участков, расположенных в выделах N 35, 42, 43, 50, 51, квартале 150 Мичуринского участкового лесничества Червишевского СП Тюменского лесничества, в выделах 39, 40, 41, 48 квартале 9 Мичуринского участкового лесничества Тюменского лесничества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, о чем письмом от 12.07.2013 N 08/2846-13 сообщил Управлению.
На основании представленных департаментом документов, в том числе картам-схемам расположения и границ земельных участков, управление установило, в частности, что границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:2312001:79, предоставленного Дейнеко Т.Я., имеют наложение на границы лесных участков с кадастровыми номерами 72:17:0000000:39 и 72:17:0000000:877.
При таких обстоятельствах считая распоряжение администрации от 05.02.2009 N 606ро не соответствующим закону и нарушающим права и интересы Российской Федерации, поскольку действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению землями лесного фонда, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия), решений, ненормативных правовых актов государственных орган необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения требованиям законодательства, о недоказанности нарушения прав Российской Федерации оспариваемым решением, признав неподтвержденным факт наложения земельного участка, предоставленного Дейнеко Т.Я., на лесные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Сделанные судами выводы основаны на правильной оценке доказательств и обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Судами установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что по результатам проведения кадастровых работ сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:17:2312001:79 общей площадью 2 500 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют.
Судами отмечено, что действия по межеванию земельного участка с кадастровым номером 72:17:2312001:79 и по постановке на кадастровый учет никем не оспорены.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о принятии администрацией оспариваемого распоряжения в пределах предоставленных законом полномочий.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков с условными кадастровыми номерами 72:17:0000000:39 и 72:17:0000000:877 не осуществлялся, такие участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, то для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Пунктом 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Принимая во внимание названные нормы права, суд апелляционной инстанции согласился с доводом Управления о том, что план участка лесного фонда и документ, содержащий описание такого участка, являются юридически действительными документами.
Вместе с тем подтверждение существования недвижимого имущества (лесного участка) с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (в том числе местоположение границ), в силу положений статьи 1 Закона N 221-ФЗ возможно только путем проведения государственного кадастрового учета такого имущества.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Управление в подтверждения факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда представило составленные по результатам лесоустройства карты-схемы расположения и границ земельных участков. Суды, оценив данные карты-схемы, являющиеся документами лесоустройства, правильно указали, что в отсутствие проведения кадастрового учета карты-схемы не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:2312001:79 на земли лесного фонда, поскольку границы лесных участков, не прошедших кадастровый учет, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства; проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка.
Кроме того, материалами дела не подтверждается, что при формировании и постановке на кадастровой учет спорный земельный участок входил в состав лесного фонда.
С учетом изложенного, установленные судами обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого распоряжения администрации незаконным.
Суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены и не принимаются во внимание судом кассационной инстанции в виду их несостоятельности.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом исследования и надлежащей оценки в суде апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены.
По существу приведенные управлением в обоснование доводов аргументы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушение или неправильное применение норм права, а фактически направлены на иную оценку представленных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.01.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу N А70-11055/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание названные нормы права, суд апелляционной инстанции согласился с доводом Управления о том, что план участка лесного фонда и документ, содержащий описание такого участка, являются юридически действительными документами.
Вместе с тем подтверждение существования недвижимого имущества (лесного участка) с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (в том числе местоположение границ), в силу положений статьи 1 Закона N 221-ФЗ возможно только путем проведения государственного кадастрового учета такого имущества.
Частью 14 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2014 г. N Ф04-7072/14 по делу N А70-11055/2013