г. Тюмень |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А27-13449/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области на решение от 02.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) и постановление от 21.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А27-13449/2013 по заявлению открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" (654000, Кемеровская обл., г. Новокузнецк; ОГРН 1024201821093, ИНН 4221000535) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (654041, Кемеровская обл, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 35; ОГРН 1114217002833, ИНН 4217424242) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" - Потехина И.И. по доверенности от 22.04.2013, Гилева И.Б. по доверенности от 07.05.2013,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Овсянникова Н.А. по доверенности от 25.09.2013, Черникова-Поснова В.В. по доверенности от 23.12.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 10.07.2013 N 1285 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 02.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение Инспекции признано недействительным в части: доначисления земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа по земельному участку с кадастровым номером 42:30:0104035:0415 без учета размера его кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2013/2011 от 25.07.2012, за период с сентября по декабрь 2012 года включительно; - доначисления земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа по земельному участку с кадастровым номером 42:30:0104062:0067 без учета размера его кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-2013/2011 от 25.07.2012, за период с сентября по декабрь 2012 года включительно; - доначисления земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа по земельному участку с кадастровым номером 42:30:0104062:0068 без учета размера его кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2013/2011 от 25.07.2012, за период с сентября по декабрь 2012 года включительно; - привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога, исчисленного по земельным участкам с кадастровыми номерами 42:30:0104062:0067, 42:30:0104062:0068 за август 2012 года, по земельному участку с кадастровым номером 42:30:0104035:0415 за период с января по август 2012 года включительно, в виде штрафа в размере 2/3 от суммы штрафа, исчисленного в оспариваемом решении по данным участкам за указанный период.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части удовлетворения требований Общества, вынести новое решение.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Инспекции поступило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до опубликования Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления по делу N А41-14050/2013; также в ходатайстве имеется ссылка на дело N А64-8937/2012, производство по которому определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 было приостановлено до принятия и опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А41-14050/2013. Принимая во внимание, что по указанным делам устанавливалась возможность применения кадастровой стоимости земельных участков за прошлые периоды по сравнению с датой установления кадастровой стоимости судебными актами, кассационная инстанция не ходит оснований для удовлетворения ходатайства налогового органа и приостановления производства по настоящему делу.
Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
По результатам камеральной проверки представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год Инспекция вынесла решение от 10.07.2013 N 1285 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием доначисления налога послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы в результате неправильного указания кадастровой стоимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 42:30:0104062:0067, 42:30:0104062:0068, 42:30:0104035:0415 в размере измененной (рыночной) кадастровой стоимости на основании решения суда. По мнению налогового органа, установленная решением суда кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости земельных участков могла использоваться для исчисления земельного налога только с 2013 года.
Решением от 27.08.2013 N 474 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, принятого по апелляционной жалобе Общества, решение Инспекции от 05.07.2013 N 1113 утверждено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Кассационная инстанция считает, что суды, полно и всесторонне исследовав материалы дела и доводы сторон, руководствуясь положениями статей 3, 31, 111, 112, 387-391, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 06.11.2012 N 7701/12, пришли к верным выводам, что в рассматриваемом случае налоговый орган в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости должен был исчислить земельный налог в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемому в соответствии с пунктом 7 статьи 396 НК РФ, а также, установив смягчающие вину Общества обстоятельства, обоснованно снизили размер штрафа, подлежащего уплате.
Формулируя выводы относительно суммы налога, подлежащего начислению Обществу, суды обоснованно исходили из следующего:
- Коллегия администрации Кемеровской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", приняла постановление N 520, которым утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению, подлежащие применению с 01.01.2009;
- указанный нормативный акт опубликован 04.12.2008 в издании "Кузбасс", N 223, размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц; указанное постановление Коллегии администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим, утвержденная кадастровая стоимость является достоверной и подлежит применению до ее корректировки в установленном порядке;
- по земельным участкам 42:30:0104062:0067, 42:30:0104062:0068 кадастровая стоимость по состоянию на 14.08.2012 (дату их создания) составляла 7 004 151 руб. и 2 143 029 616 руб. соответственно; решением от 25.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2013/2011 кадастровая стоимость установлена в размере рыночной стоимости 883 000 руб. и 184 791 000 руб. соответственно; по земельному участку 42:30:0104035:0415 по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость была 2 998 948 319 руб., тем же решением суда установлена в размере 220 734 000 руб. Решение от 25.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2013/2011 вступило в законную силу 27.08.2012, то есть после 15-го числа соответствующего месяца. Следовательно, применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ полным месяцем владения считается период с сентября по декабрь 2012 года, соответственно коэффициент по сроку владения к указанной налоговой базе составляет 4/12;
- решение вступило в законную силу, сведения об измененной стоимости внесены в государственный кадастр;
- налогоплательщик исчислил земельный налог с измененной кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0104062:0067, 42:30:0104062:0068 за август - декабрь 2012 года - с момента образования земельных участков (14.08.2012), с кадастровым номером 42:30:0104035:0415 - за весь 2012 год, а налоговый орган - за те же периоды исходя из кадастровой стоимости без учета указанных изменений, в связи с чем доначислено 53 951 446 руб. земельного налога, соответствующие суммы пени и штраф в размере 7 771 993,80 руб.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов по эпизоду определения суммы налога, подлежащего начислению Обществу за 2012 год.
Отклоняя доводы Инспекции относительно необоснованного снижения судами размера налоговой санкции, кассационная инстанция исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из положений статьи 112 НК РФ следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Суды, исследовав и оценив заявленные доводы и представленные Обществом доказательства, признали в качестве смягчающих ответственность обстоятельств отсутствие прямого умысла на совершение правонарушения, заблуждение относительно порядка исчисления земельного налога в связи с неоднозначностью и противоречивостью разъяснений уполномоченного органа, совершение правонарушения впервые, своевременную и полную уплату земельного налога в исчисленном по декларации размере, и снизили размер налоговой санкции в 3 раза в той части, в которой доначисление налога является законным, что, как указали суды, отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания, тяжести совершенного правонарушения. Указанный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П.
Суд кассационной инстанции не имеет оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно признания указанных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, а фактически направлены на их переоценку относительно установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций (часть 3 статьи 288 АПК РФ).
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13449/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Суды, исследовав и оценив заявленные доводы и представленные Обществом доказательства, признали в качестве смягчающих ответственность обстоятельств отсутствие прямого умысла на совершение правонарушения, заблуждение относительно порядка исчисления земельного налога в связи с неоднозначностью и противоречивостью разъяснений уполномоченного органа, совершение правонарушения впервые, своевременную и полную уплату земельного налога в исчисленном по декларации размере, и снизили размер налоговой санкции в 3 раза в той части, в которой доначисление налога является законным, что, как указали суды, отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания, тяжести совершенного правонарушения. Указанный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2014 г. N Ф04-7156/14 по делу N А27-13449/2013