г. Тюмень |
|
7 августа 2014 г. |
Дело N А75-7434/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Алексеевой Н.А.
Григорьева Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 15.01.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Шабанова Г.А.) и постановление от 18.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А75-7434/2013 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (628484, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Прибалтийская, 20, ИНН 8608048498, ОГРН 1028601441978) о возмещении вреда.
Другие лица, участвующие в деле: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", общество) о возмещении вреда, причиненного почвам в размере 1 650 000 руб.
Определением от 19.11.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением от 15.01.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, управлению отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в суд кассационной инстанции, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, поскольку у управления имеются полномочия на предъявление настоящего иска в арбитражный суд.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, указывая на правомерность вывода, сделанного судами, об отсутствии у управления полномочий на предъявление в арбитражный суд исков о возмещении вреда почве как объекту охраны окружающей среды на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве, правильность применения судами норм права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 11.04.2012 в 03 часа 45 минут в Кондинском районе на территории Мортымья-Тетеревского месторождения (квартал N 251 выдел 221 Верхне-Кондинского урочища), в зоне деятельности ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" произошел некатегорийный отказ (авария) на участке нефтепровода "От ЗУ-19 - УП-4 ЦДНГ N 2", находящегося на балансе общества, в 150 м. от ЗУ-19, в результате которого произошло загрязнение почв нефтепродуктами на площади 550 кв. м.
Вред, причиненный почвам, определен управлением в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
19.02.2013 обществу была направлена претензия N 02-3/959, в которой предложено в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды.
Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку в установленный срок ущерб не был оплачен в добровольном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что управление является ненадлежащим истцом по вопросу взыскания вреда, причиненного почвам на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и соответствующими материалам дела.
Судами установлено и подтверждается выпиской из государственного лесного реестра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Территориального отдела Урайского лесничества Верхне-Кондинского участкового лесничества Верхне-Кондинского урочища, что загрязненный участок общей площадью 550 кв. м. принадлежит к землям лесного фонда.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения являются самостоятельными категориями.
Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды)).
В силу пункта 3 статьи 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.2, 5.1.14 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, в том числе государственный земельный надзор, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Полномочия управления, как территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, определены в разделе II Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 N 421 (далее - Положение N 421).
В соответствии с пунктами 4.1.5, 4.1.7 Положения N 421 - управление осуществляет контроль и надзор, в том числе: за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный земельный контроль в пределах своих полномочий.
Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
По делу N А75-10314/2011 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.02.2013 N 11243/12), проанализировав Положение о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 N 177, установил, что служба по контролю и надзору в пределах предоставленных полномочий осуществляет лесной надзор, в том числе и в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Так, исходя из пунктов 5.3.3. и 5.9 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п - Служба осуществляет переданные полномочия Российской Федерации - Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану ) на землях лесного фонда, федеральный государственный пожарный надзор в лесах; определяет размеры вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности и предъявляет иски о его возмещении.
Исходя из изложенных выше норм права, управление осуществляет государственный лесной контроль и надзор только на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Управлением не представлено доказательств того, что указанный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне нормы права и представленные сторонами доказательства по существу спора,
суды пришли к правомерному выводу о том, что у управления отсутствуют полномочия на предъявление настоящего иска о взыскании вреда, причиненного почвам на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.01.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 18.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7434/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
По делу N А75-10314/2011 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.02.2013 N 11243/12), проанализировав Положение о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 N 177, установил, что служба по контролю и надзору в пределах предоставленных полномочий осуществляет лесной надзор, в том числе и в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 августа 2014 г. N Ф04-7120/14 по делу N А75-7434/2013