г. Тюмень |
|
6 августа 2014 г. |
Дело N А46-12499/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Рябининой Т.А.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск" на постановление от 02.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М.) по делу N А46-12499/2013 по иску заместителя военного прокурора Центрального военного округа в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ул. Знаменка, 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) к закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Омск" (644100, г. Омск, пр-кт Королева, 1а, ИНН 5501075327, ОГРН 1035501031510), открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" (125284, г. Москва, ул. Поликарпова, д. 21, корп. 2, ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412) о признании недействительным пункта государственного контракта.
В заседании принял участие старший помощник военного прокурора Тюменского гарнизона Тульников А.А. по доверенности от 07.07.2014.
Суд установил:
заместитель военного прокурора Центрального военного округа (далее - заместитель военного прокурора) в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск"), открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ") о признании недействительным пункта 3.4 государственного контракта на поставку газа от 15.12.2012 N 36-1-0036 (далее - контракт).
Решением от 18.12.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Скиллер-Котунова Е.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 02.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что выводы суда апелляционной инстанции о применении к спорным отношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Постановление N 364) является ошибочными, применение данного Постановления N 364 возможно при регулировании отношений по теплоснабжению и горячему водоснабжению между войсковой частью и ОАО "РЭУ", но не между ОАО "РЭУ" и ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск"; ОАО "РЭУ" не относится к организациям, обеспечивающим безопасность государства, является коммерческой организацией, у которой отсутствует (не утверждена) аварийная броня газопотребления.
В судебном заседании представителем истца поддержаны выводы, изложенные в постановление суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2009 N 470 произведена реорганизация федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" в форме преобразования в ОАО "РЭУ".
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р и от 29.06.2011 N 1074-р единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны и подведомственным ему организаций определено ОАО "РЭУ".
Между ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" и ОАО "РЭУ" заключен государственный контракт, по условиям которого ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" (поставщик) обязуется осуществлять поставку с 01.01.2013 по 31.12.2013, а ОАО "РЭУ" (покупатель) - обязуется принимать и оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами и иными организациями, указанными в тексте пункта 2.1 контракта.
Пунктом 2.3 контракта предусмотрено, что точкой подключения является котельная по ул. 6-я Станционная, 2А (ФБУ - войсковая часть 55026).
Согласно пункту 3.4 контракта поставщик имеет право ограничить, то есть уменьшить суточный объем газа путем сокращения его подачи на газопотребляющее оборудование покупателя или временного прекращения подачи газа покупателю на период до четырех часов или полностью прекратить поставку газа покупателю в соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа.
Под нарушением сроков оплаты стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в срок, указанный в пункте 5.5 контракта.
Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.
Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию поставщика покупателем самостоятельно, а в противном случае - принудительно поставщиком или по его указанию ГРО и/или Трансгазом с возмещением покупателем расходов поставщику, связанных с принудительным ограничением и/или отключением подачи газа, а также ее возобновлением.
Полагая, что пункт 3.4 контракта противоречит действующему законодательству, заместитель военного прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ОАО "РЭУ" является коммерческим юридическим лицом, не относится к организации, в которой предусмотрена воинская служба, не обеспечивает безопасность государства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя требования заместителя военного прокурора, исходил из того, что ОАО "РЭУ" наделено правом на заключение договоров с поставщиками энергоресурсов на снабжение ими воинских частей и учреждений Минобороны, в которых предусмотрена военная служба, и любое ограничение или прекращение обеспечения энергоресурсами, в том числе теплоснабжения таких объектов, недопустимо.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В силу пункта 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 ГК РФ).
В силу пункта 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 7 Порядка).
Постановлением N 364 установлены особые условия подачи тепловой энергии, которые в обязательном порядке включаются в договоры энергоснабжения с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы). Приложением N 3 к данному Постановлению предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Судом апелляционной инстанции правильно установлено, что применительно к рассматриваемым правоотношениям указанные выше нормы носят императивный характер.
Право поставщика прекращать поставку тепловой энергии организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, обеспечивающим безопасность государства, Постановлением N 364 не предусмотрено.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Минобороны России.
ОАО "РЭУ" в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р Минобороны России передало ОАО "РЭУ" объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество на праве безвозмездного пользования. ОАО "РЭУ" выполняет эксплуатацию теплоэнергетических объектов в интересах Минобороны России.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что контракт заключен ОАО "РЭУ" не в собственных интересах, а для осуществления бесперебойного функционирования войсковой части 55026, в связи с чем включение в договор оспариваемого условия (пункта 3.4 контракта) противоречит закону и указанным выше нормативно-правовым актам.
Учитывая изложенное, вывод суда о недействительности оспариваемого пункта контракта в силу статей 168, 180 ГК РФ является верным.
Доводы заявителя о неприменении к рассматриваемым отношения положений Постановления N 364 отклоняются как основанные на неправильном толковании указанных норм права.
Кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с этим оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 02.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12499/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ОАО "РЭУ" в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р Минобороны России передало ОАО "РЭУ" объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество на праве безвозмездного пользования. ОАО "РЭУ" выполняет эксплуатацию теплоэнергетических объектов в интересах Минобороны России.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что контракт заключен ОАО "РЭУ" не в собственных интересах, а для осуществления бесперебойного функционирования войсковой части 55026, в связи с чем включение в договор оспариваемого условия (пункта 3.4 контракта) противоречит закону и указанным выше нормативно-правовым актам.
Учитывая изложенное, вывод суда о недействительности оспариваемого пункта контракта в силу статей 168, 180 ГК РФ является верным.
Доводы заявителя о неприменении к рассматриваемым отношения положений Постановления N 364 отклоняются как основанные на неправильном толковании указанных норм права."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 августа 2014 г. N Ф04-6992/14 по делу N А46-12499/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6992/14
07.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-433/14
02.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-433/14
18.12.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12499/13