Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.И. Отческой
судей Н.А. Алексеевой, Л.В. Беловой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента социального развития Тюменской области на решение от 19.10.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья В.В. Тихомиров) и постановление от 04.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи А.Н. Лотов, Л.А. Золотова, Н.А. Шиндлер) по делу N А70-8730/2010 по заявлению Департамента социального развития Тюменской области (ИНН 7202137875, ОГРН 1057200725152) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (ИНН 7202126866, ОГРН 1047200605484) о признании недействительным предписания от 07.06.2010 N 31.
В заседании приняли участие представители: от Департамента социального развития Тюменской области - Е.В. Болденко по доверенности от 17.01.2011 N 52-11; от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области - С.А. Колмакова по доверенности от 12.11.2010 N 214.
Суд установил:
Департамент социального развития Тюменской области (далее -Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений от 07.06.2010 N 31.
Решением от 19.10.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 04.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, признать недействительным обжалуемое предписание административного органа, поскольку законодательством не регламентирован период индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей. Судом не учтены разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно которым органы социальной защиты населения Тюменской области определяют размер пособия на дату возникновения права (по справке, выданной медицинским учреждением о сроке беременности), а не на дату обращения женщины за назначением указанного пособия, так как действующим законодательством не предусмотрено установление размера какого-либо государственного пособия, в том числе, беременной женщине военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, на дату обращения за назначением пособия.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая судебные акты по делу законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку изложенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Управлением в 2010 году была проведена проверка соблюдения Департаментом бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им организаций, у иных получателей бюджетных средств в Департаменте за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, в ходе которой проверено использование субвенций, выделенных из Федерального фонда компенсаций на выплату единовременного пособия беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В результате проверки было установлено, что Департаментом допущено занижение размера единовременного пособия, выплачиваемого беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на общую сумму 27 209 руб. В частности, было установлено, что 13 женам военнослужащих, срок беременности которых составлял не менее 180 дней, и представившим заявления о назначении пособия и все необходимые документы в 2009 году, каждой пособие было занижено на 2 093 руб.
По результатам проверки Управлением 07.06.2010 вынесено предписание N 31 об устранении Департаментом выявленных финансовых нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, Департамент обратился в
арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений Федерального закона от 19.05.1995 N 81 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон от 19.05.1995 N 81- ФЗ), Федерального закона от 24.11.2008 N 204 "О федеральном бюджете на 2009 года и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ), пунктов 53.6 и 53.7 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение от 30.12.2006 N 865), пришли к выводу о том, что единовременное пособие беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, должно назначаться с момента представления заявления и всех необходимых документов с учетом индексации в десятидневный период времени.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4.2 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции, индексируется единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ) установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей с 1 января 2009 года - 1,13.
В соответствии со статьей 12.3 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.
Согласно статье 3 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ порядок, условия назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу, а также порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты данного пособия в части, не определенной настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации и уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 53.6, 53.7 Положения от 30.12.2006 N 865, действующего в спорный период, для назначения единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются: заявление о назначении пособия; копия свидетельства о браке; справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет; справка из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву (с указанием срока службы).
Пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты представления заявления о назначении пособия и всех необходимых документов.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что обязательными и необходимыми условиями для назначения единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, является наличие заявления о назначении пособия жены, срок беременности которой составляет не менее 180 дней, и всех необходимых документов.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суды установили, что Департаментом размер единовременного пособия определялся на дату возникновения права, то есть по выданной справке о сроке беременности, а не на дату обращения женщины с заявлением о назначении пособия, что является нарушением действующего в спорный период законодательства.
Суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным обжалуемого предписания административного органа от 07.06.2010 N 31. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку.
Основания для переоценки этих доводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют. Нарушений норм материального или процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.10.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 04.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8730/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
|
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ) установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей с 1 января 2009 года - 1,13.
В соответствии со статьей 12.3 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.
Согласно статье 3 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ порядок, условия назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу, а также порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты данного пособия в части, не определенной настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации и уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 53.6, 53.7 Положения от 30.12.2006 N 865, действующего в спорный период, для назначения единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются: заявление о назначении пособия; копия свидетельства о браке; справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет; справка из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву (с указанием срока службы)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2011 г. N Ф04-1453/11 по делу N А70-8730/2010