Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования Нефтеюганский район в лице администрации Нефтеюганского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 (судья Сердюков П.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-4710/2010 по иску муниципального образования Нефтеюганский район в лице администрации Нефтеюганского района (ИНН 8619005217, ОГРН 1028601791976) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (ИНН 8617002073, ОГРН 1028601679314) о взыскании 18 224 рублей 80 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, открытое акционерное общество "Газпром", департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд установил:
муниципальное образование Нефтеюганский район в лице администрации Нефтеюганского района (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (далее - ООО "Газпром трансгаз Сургут", Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 26 от 29.05.1998 в сумме 8 833 рублей 80 копеек и 551 рубль 11 копеек пени (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.07.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Департамент), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, открытое акционерное общество "Газпром".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Администрация указала следующие доводы: судами не применены к спорным отношениям нормы права, подлежащие применению - статья 10 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ, статьи 4, 6, 49 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 3, 7 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N 258; судом не было принято во внимание отсутствие договора аренды, заключенного ответчиком с департаментом лесного хозяйства Российской Федерации; ООО "Газпром трансгаз Сургут" в отзыве отклонило доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит судебные акты оставить в силе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.05.1998 между Администрацией (арендодатель) и предприятием "Сургутгазпром", являющимся правопредшественником ООО "Газпром трансгаз Сургут" (арендатор), на основании постановления администрации Нефтеюганского района от 29.04.1998 N 64 заключен договор аренды земельного участка N 26 (далее - договор). По условиям договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду без права последующего выкупа земельный участок общей площадью 0,20 га, выделенного под линию катодной защиты.
Срок договора аренды установлен сторонами 10 лет (пункт 1.2 договора).
Постановлением Администрации Нефтеюганского района от 29.04.1998 N 64 утвержден список землепользователей, из земель которых изымаются земельные участки, и предприятий, организаций, которым они передаются. Предприятию "Сургутгазпром" был передан земельный участок площадью 0,20 га, состоящий из земель лесного фонда.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 14.10.2005 было издано распоряжение N 553-рп "Об утверждении материалов инвентаризации земель", в соответствии с которым были утверждены материалы инвентаризации земель, занятых объектами ОАО "Газпром", определяющие площади (иные сведения) земельных участков, согласно приложениям 1, 2 к названному распоряжению.
В указанном распоряжении ОАО "Газпром" было предложено произвести рекультивацию земель, подлежащих сдаче и оформить документы на фактически используемые согласно материалам инвентаризации земли.
Приложением N 2 к распоряжению от 14.10.2005 N 553-рп утвержден перечень земельных участков, занимаемых объектами ОАО "Газпром" по материалам инвентаризации земель. Согласно указанному перечню, объект ОАО "Газпром" - магистральный газопровод "Уренгой-Сургут-Челябинск" I нитка км 751- км 905 и объект - магистральный газопровод "Уренгой-Сургут-Челябинск" II нитка км 751- км 905 расположены на земельном участке площадью 609, 0746 га (категория земель - земли лесного фонда).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 15.03.2005 N 86 АА 710889 и от 23.03.2005 N 86 АА 664027 на участок лесного фонда, расположенный на землях лесного фонда, площадью 12229770000 кв.м, Салымский лесхоз, Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, и на участок лесного фонда, расположенный на землях лесного фонда, площадью 10221630000 кв.м, Нефтеюганский лесхоз, Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В справке Нефтеюганского лесхоза от 18.11.2004 N 605 и в справке Салымского лесхоза от 23.11.2004 N 497 указано, что магистральный газопровод "Уренгой-Сургут-Челябинск" 1-2 нитка расположен на землях Гослесфонда.
ООО "Газпромтрансгаз Сургут" выполнило кадастровые (землеустроительные) работы по межеванию и постановке земельных участков на государственный кадастровый учет и зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 26344 кв.м, включающий в себя часть спорного земельного участка площадью 0,0053 га, относящийся к категории земель промышленности и иного специального назначения, на которых расположены объекты (наземные элементы) ОАО "Газпром", входящие в состав магистральных газопроводов "Уренгой-Сургут-Челябинск" 1 нитки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.01.2009 72 НК N 952554.
Отказывая в удовлетворении иска Администрации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что ООО "Газпром трансгаз Сургут" выполнило кадастровые (землеустроительные) работы по межеванию и постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, после чего было зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 26344 кв.м, относящийся к категории земель промышленности и иного специального назначения, на которых расположены объекты (наземные элементы) ОАО "Газпром", входящие в состав магистральных газопроводов "Уренгой-Сургут-Челябинск" 1; Администрация утратила право распоряжения земельным участком право пользования которым было передано по договору, а следовательно, и право на взыскание арендной платы.
Выводы судов соответствуют требованиям действующего законодательства и материалам дела.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что судами установлено, а Администрацией не опровергнуто соответствующими доказательствами наличие права собственности Российской Федерации на земельный участок, являющийся объектом договора, Администрация утратила право распоряжения им независимо от переоформления договора.
Поскольку Администрация утратила право распоряжения земельным участком, являющимся объектом договора, то и не обладает правом на взыскание платы за пользование им.
Доводы Администрации о том, что судами сделан неправильный вывод об отнесении земельного участка, являющегося предметом договора, к собственности Российской Федерации, поскольку в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Представленным ответчиком доказательствам в подтверждение довода об отнесении земельного участка, являющегося объектом договора, к собственности Российской Федерации (свидетельств о государственной регистрации права собственности от 21.01.2009 72 НК N 952554, от 15.03.2005 N 86 АА 710889 и от 23.03.2005 N 86 АА 664027, справки Нефтеюганского и Салымского лесхозов), судами обеих инстанций дана надлежащая оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности с соблюдением требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы о доказанности того или иного обстоятельства не могут быть основаны только на односторонних утверждениях одной из спорящих сторон без наличия иных доказательств (статьи 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки указанным нормам права, Администрация в подтверждение доводов о наличии у нее права на распоряжение спорным земельным участком, а следовательно, и права на взыскание арендной платы, при установленных судами обстоятельствах, не ссылается в кассационной жалобе на имеющиеся в материалах дела доказательства, которые опровергают выводы судов в указанной части.
Факт отсутствия заключенного договора с департаментом лесного хозяйства Российской Федерации не опровергает выводов судов, поскольку при отсутствии такого договора у Администрации не возникает право на распоряжение земельным участком, являющимся собственностью Российской Федерации.
Иные доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу N А75-4710/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования Нефтеюганский район в лице администрации Нефтеюганского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
|
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
...
Факт отсутствия заключенного договора с департаментом лесного хозяйства Российской Федерации не опровергает выводов судов, поскольку при отсутствии такого договора у Администрации не возникает право на распоряжение земельным участком, являющимся собственностью Российской Федерации.
Иные доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2011 г. N Ф04-1204/11 по делу N А75-4710/2010