Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.08.2010 (судья Титаева Е.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-8654/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Глусцова Сергея Владимировича (ИНН 540818717252, ОГРНИП 306547328500032) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) о признании незаконными действий по формированию кадастровой стоимости, об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные данные о кадастровой стоимости.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Коллегия администрации Кемеровской области.
Индивидуальным предпринимателем Глусцовым Сергем Владимировичем заявлено ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации надзорной жалобы по делу N А27-21124/2009, либо до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2575/2011 по заявлению Глусцова С.В. о признании недействующим нормативно-правового акта (постановления администрации Кемеровской области "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" N 519 от 27.11.2008). Ссылаясь на то, что обстоятельства рассматриваемого дела и дела N А27-21124/2009 Арбитражного суда Кемеровской области, принятого Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации к производству, являются идентичными, а также на невозможность рассмотрения данного дела до рассмотрения дела N А27-2575/2011, заявитель полагает, что производство по кассационной жалобе подлежит приостановлению на основании статей 130, 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции считает, что с учетом указанного по данному делу основания для признания действий незаконными в его удовлетворении следует отказать ввиду отсутствия оснований для приостановления производства, предусмотренных статьями 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель не лишен возможности обратиться с заявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в установленном законом порядке.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Глусцов Сергей Владимирович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление) о признании незаконными действий Управления, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:224 в размере - 30 222 938,88 руб., и удельном показателе кадастровой стоимости - 6265,12 руб./кв.м; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.08.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными судебными актами Управление и Росреестр обратились с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявители кассационной жалобы считают, что с учетом утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" (далее - постановление от 27.11.2008 N 519) результата государственной кадастровой оценки земельного участка, права и интересы предпринимателя не могут быть нарушены, поскольку их действия, которые оспариваются, не несут для этого лица неблагоприятных последствий по уплате земельного налога.
ФГУП "ФКЦ "Земля" представило отзыв, в котором поддерживает доводы кассационной жалобы, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:224, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ульяновская, д. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2010.
Согласно кадастровому паспорту от 16.12.2009 N 4200/001/09-347118 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 30 222 938, 88 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6265,12 руб./кв.м.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление допустило нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебные инстанции сослались на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной рыночной информации.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 и постановлением N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - постановление от 27.11.2008 N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, оно руководствовалось Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
Кроме того, судами не учтено, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановления Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке.
В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:224 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Поскольку основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке предпринимателя послужило постановление Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, которое не отменено и в установленном порядке не признано незаконным, действия Управления по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя. Заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.08.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по делу N А27-8654/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Глусцова Сергея Владимировича отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
Кроме того, судами не учтено, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановления Коллегией администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке.
...
Поскольку основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке предпринимателя послужило постановление Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, которое не отменено и в установленном порядке не признано незаконным, действия Управления по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя. Заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2011 г. N Ф04-1062/11 по делу N А27-8654/2010
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8654/10
14.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1062/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10163/11
26.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10163/11
25.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10163/11
05.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1062/11
24.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8654/10