г. Тюмень |
Дело N А03-9372/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Цыгановой Е.М.
судей Антипиной О.И.
Роженас О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Ненецкому национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 16.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Русских Е.В.) и постановление от 01.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Солодилов А.В.) по делу N А03-9372/2010 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ненецком национальном районе Алтайского края (ИНН 2259005514, ОГРН 1022200865180) к Отделению по Ненецкому национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (ИНН 2259005200, ОГРН 1022200865191) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Радуга", муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа N 3 Ненецкого национального района, муниципальное образовательное учреждение детский сад "Чебурашка", муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 4", муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Дельфинчик".
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ненецком национальном районе Алтайского края (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению по Ненецкому национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Отделение УФК по Алтайскому краю) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии исполнительных документов - постановлений от 23.12.2009 N 141, N 142, N 143, N 144, N 152 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и обязании принять указанные исполнительные документы к исполнению.
Определением от 19.07.2010 Арбитражного суда Алтайского края, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Радуга", муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа N 3 Ненецкого национального района, муниципальное образовательное учреждение детский сад "Чебурашка", муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 4", муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Дельфинчик".
Решением от 16.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 01.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Отделение УФК по Алтайскому краю, полагая, что при принятии судебных актов судами были нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебных актах не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, постановления Управления Пенсионного фонда не могут являться основанием для взыскания недоимки по страховым взносам с бюджетных учреждений во внесудебном порядке, поскольку бюджетное законодательство предусматривает судебный порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, Отделение УФК по Алтайскому краю полагает, что к спорным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В отзыве на кассационную жалобу Управление Пенсионного фонда, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении спора судами обеих инстанций было установлено, что постановления от 23.12.2009 N 141, N 142, N 143, N 144, N 152 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя предъявлены Управлением Пенсионного фонда Отделению УФК по Алтайскому краю для исполнения решений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей: муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Радуга", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская музыкальная школа N 3 Ненецкого национального района, муниципального образовательного учреждения детский сад "Чебурашка", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 4", муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дельфинчик".
Отделение УФК по Алтайскому краю, ссылаясь на часть 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письмами от 12.05.2010 N 02/05-03-182, от 17.06.2010 N 02/05-03-236, N 02/05-03-237, N 02/05-03-238, от 12.03.2010 N 02/05-03-183 возвратило указанные документы, что послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в пунктах 3 и 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде, далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Закона. Если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пунктам 14, 15 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения, которое производится в порядке, установленном Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Следовательно, в период возникновения спорных правоотношений внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного Законом предела, подлежала применению ко всем юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы.
Исключений для бюджетных учреждений Закон N 167-ФЗ не предусматривал.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено, материалами дела подтверждается, что суммы, подлежавшие взысканию со страхователей по каждому из постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, не превышают пятидесяти тысяч рублей. Счета страхователями открыты только в Отделении УФК по Алтайскому краю.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды обоснованно признали действия Отделения УФК по Алтайскому краю по отказу в принятии к исполнению постановлений Управления Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов незаконными, обязав Отделение принять к исполнению указанные исполнительные документы к исполнению.
Ссылка заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", является несостоятельной в силу того, что спорные правоотношения возникли в 2009 году, а данный Закон вступил в законную силу с 01.01.2010 и обратной силы не имеет.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, правильно применили нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9372/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Цыганова |
Судьи |
О.И. Антипина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
...
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Ссылка заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", является несостоятельной в силу того, что спорные правоотношения возникли в 2009 году, а данный Закон вступил в законную силу с 01.01.2010 и обратной силы не имеет."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2011 г. N Ф04-585/11 по делу N А03-9372/2010