Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего О.И. Антипиной
судей С.А. Мартыновой, Г.В. Чапаевой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" на решение от 13.08.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 28.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-7452/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" (ИНН 5503011590, ОГРН 1025500733774) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (ИНН 5503085553, ОГРН 1045504039184) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омсктехоптторг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция) о признании недействительным решение от 29.03.2010 N 10-18/007860-1 ДСП об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 13.08.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование Общества удовлетворено в части доначисления и предложения к уплате авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2009 года в сумме 12 500 руб. и пени в сумме 426 руб. 12 коп. В удовлетворении остальной части требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования полностью.
Общество считает, что суды нарушили пункт 6 статьи 3 и пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 10:0013 прекратил свое существование с 26.06.2009, то есть, на начало третьего квартала 2009 года.
Полагает, что суд первой инстанции в нарушение статей 49, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований, касающихся одного земельного участка, самостоятельно рассчитав налоговые обязательства по вновь образованным земельным участкам.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция по доводам Общества возражает, просит решение оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что за Обществом было зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, имеющий кадастровый номер 55:36:04 01 10:0013, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 22-го Партсъезда, д. 1-3 А (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 677944 от 11.02.2008).
Заявителем в Инспекцию 29.10.2009 был представлен расчет авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2009 года.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт N 10-18/003417-3 ДСП от 12.02.2010, в котором отражен факт неправильного определения Обществом налогооблагаемой базы по земельному участку номер 55:36:04 01 10:0013 в сторону ее занижения, что повлекло, по мнению налогового органа, неполную уплату налога за 2009 год в местный бюджет.
При этом Инспекция при установлении налоговой базы руководствовалась данными Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
По результатам рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки и материалов налогового контроля 29.03.2010 налоговым органом было принято решение N 10-18/007860-1 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, и доначислении авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2009 года в сумме 3 057 715 руб. и пени в сумме 129 659 руб. 32 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-17/06444 от 14.05.2010 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции была оставлена без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение Инспекции нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленное Обществом требование, исходили из того, что Общество должно было самостоятельно определить налоговую базу исходя из закрепленных за ним участков и уплатить земельный налог за спорный период, в частности, в отношении принадлежащих ему трех земельных участков, однако не исполнило установленную законом обязанность, поэтому у налогового органа имелись правовые основания для доначисления Обществу земельного налога и пеней.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.
В статье 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
На территории муниципального образования город Омск земельный налог установлен Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Судами установлено, что за Обществом с 11.02.2008 было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, имеющий кадастровый номер 55:36:01 01 10:0013.
В июне 2009 года земельный участок номер 55:36:01 01 10:0013 был снят с кадастрового учета, из данного объекта было образовано 4 самостоятельных земельных участка, имеющие кадастровые номера 55:36:04 01 10:102, 55:36:04 01 10:103, 55:36:04 01 10:104, 5536:04 01 10:105.
Земельный участок номер 55:36:04 01 10:102 был продан обществу с ограниченной ответственностью "Дайнекс" по договору N 1512/2231-2009 от 13.05.2009, что подтверждается свидетельством серии 55 АВ N 982134 от 18.06.2009.
Руководствуясь положениями указанных норм прав, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что заявитель в 3 квартале 2009 года обязан был исчислить авансовый платеж по земельному налогу с трех земельных участков - за номерами 55:36:04 01 10:103, 55:36:04 01 10:104 и 55:36:04 01 10:105.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" были утверждены результаты кадастровой оценки земель в городе Омске.
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N 127.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
При этом Правительство Российской Федерации в пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указало, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания).
Пунктом 2.1.3 Методических указаний установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Суды сделали вывод, что поскольку земельные участки, имеющие номера 55:36:04 01 10:103, 55:36:04 01 10:104 и 55:36:04 01 10:105 в перечень участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007, формируемый для осуществления кадастровой оценки в 2007 году, не входили, то они являются вновь образованными. Факт их принадлежности Обществу не оспорен.
Руководствуясь постановлением Правительства Омской области 19.12.2007 N 174-п, суды проверили сумму доначисленного земельного налога и правильно произвели перерасчет суммы авансового платежа по земельному налогу на вновь образованные земельные участки.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 13.08.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7452/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омсктехоптторг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.И. Антипина |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N 127.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
При этом Правительство Российской Федерации в пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель указало, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания).
Пунктом 2.1.3 Методических указаний установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. N Ф04-295/11 по делу N А46-7452/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9859/11
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9859/11
04.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-295/11
28.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8047/2010