Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей В.И. Ильина, Т.И. Отческой
рассмотрел в судебном заседании общества с ограниченной ответственностью "Тюменьгеолжилстрой" на решение от 28.09.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А. Минеев) и постановление от 01.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Н.А. Шиндлер, А.Н. Лотов, О.А. Сидоренко) по делу N А70-6521/2010 по заявлению общества с ограниченной "Тюменьгеолжилстрой" (ОГРН 1027200856308, ИНН 7202026205) к Управлению инспекции Государственного строительного надзора по Тюменской области (ОГРН 1057200732907, ИНН 7202137988) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители сторон:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменьгеолжилстрой" - В.Е. Прошин, генеральный директор общества по решению собрания учредителей от 10.09.2009 N 70.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменьгеолжилстрой" (далее - Общество, ООО "Тюменьгеолжилстрой", заявитель) обратилось в Калининский районный суд г.Тюмени с жалобой об отмене постановления от 16.06.2010 N 55/10пк по делу об административном правонарушении в области строительства о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), принятого Управлением инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области (далее - административный орган, Управление инспекции Госстройнадзора по Тюменской области).
Определением от 23.06.2010 Калининский районный суд г. Тюмени жалобу Общества передана на рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области по подведомственности.
Определением от 05.07.2010 (л.д.1) Арбитражный суд Тюменской области принял к производству заявление Общества об оспаривании вышеуказанного постановления от 16.06.2010 N 55/10пк по делу об административном правонарушении в области строительства.
Решением от 28.09.2010 Арбитроажного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 01.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В отзыве на кассационную жалобу Управление инспекции Госстройнадзора по Тюменской области просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании законный представитель ООО "Тюменьгеолжилстрой" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав законного представителя заявителя кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на жалобу, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно распоряжению Администрации города Тюмени от 10.01.2002 N 54 Западно-Сибирскому государственному производственному строительно-монтажному предприятию "Запсибгеолстрой" было разрешено строительство подземных гаражей - стоянок на территории школы N 69 по улице Червишевский тракт 29.
Распоряжением Администрации города Тюмени от 22.12.2003 N 5835 в вышеуказанное распоряжение внесены изменения, в части того, что разрешение на строительство было передано ООО "Тюменьгеолжилстрой".
В соответствии с распоряжениями Администрации города Тюмени от 19.02.2004 N 834 и от 01.03.2005 N 1473, срок действия данного разрешения на строительство подземных гаражей - стоянок на территории школы N 69 по улице Червишевский тракт, 29 в г. Тюмени продлевался по 01.08.2005 для завершения работ по благоустройству участка и прилегающей территории.
Вышеуказанное строение находится на земельном участке общей площадью 22 964 квадратных метров по адресу: город Тюмень улица Червишевский тракт 29, с разрешенным использованием: для размещения существующего имущественного комплекса, и кадастровым номером 72:23:04 29 002:0464, являющемся собственностью муниципального образования городской округ город Тюмень и переданным муниципальному образовательному учреждению "Средняя Общеобразовательная школа N 69 города Тюмени" (далее - школа N 69) на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 07.08.1998 N 2629 и государственным актом N 72:23 01554.
Строительство данного нежилого подземного строения (гараж) с игровой площадкой, окончено в 2006 году.
Приказом Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от 07.05.2010 N 398-ОД должностному лицу Управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области поручено проведение проверки соответствия установленного порядка строительства, ввода в эксплуатацию нежилого подземного строения "Подземные гаражи-стоянки на территории школы N 69 по адресу: город Тюмень улица Червишевский тракт 29 строение 2.
О проведении проверки 21.05.2010 Общество было извещено 18.05.2010 уведомлением от 14.05.2010 N 63/10ПК, которое получено генеральным директором данного юридического лица.
В ходе проверки, проводимой в период с 21.05.2010 по 04.06.2010 был установлен факт эксплуатации Обществом вышеназванного объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, что не отрицалось руководителем Общества в объяснениях от 23.06.2010 (л.д. 5 том 1), который указал о том, что его действия по эксплуатации гаражей-стоянок вызваны просьбами дольщиков, эксплуатация гаражей осуществляется в интересах граждан.
Однако разрешение на ввод объекта в эксплуатацию у Общества отсутствует.
Письмо ООО "Тюменьгеолжилстрой", адресованное начальнику Управления инспекции Госстройнадзора Тюменской области, поступившее в адрес административного органа 21.11.2006 (т. 2 л.д. 4) подтверждает, что строительство гаражей фактически закончено и эксплуатируются объект с августа 2005 года без сдачи в эксплуатацию.
По результатам проверки административным органом составлен акт N 268/10пк, в котором отражены выявленные нарушения и один экземпляр акта проверки вручен 04.06.2010 представителю Общества под расписку.
Управлением инспекции Госстройнадзора по Тюменской области 04.06.2010 в присутствии законного представителя в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении исполняющим обязанности руководителя Управления инспекции Госстройнадзора по Тюменской области в присутствии законного представителя Общества 16.06.2010 было вынесено оспариваемое постановление N 55/10пк по делу об административном правонарушении в области строительства, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, ООО "Тюменьгеолжилстрой" обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что суды, отказав ООО "Тюменьгеолжилстрой" в удовлетворении заявленных требований в связи с доказанностью факта совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьей 9.5 КоАП РФ, приняли законное и обоснованное решение, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно частям 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на момент проверки ООО "Тюменьгеолжилстрой" осуществлялась эксплуатация нежилого строения (гаража), расположенного по адресу город Тюмень улица Червишевский тракт, 29 строение 2 без разрешения на ввод в эксплуатацию.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры для получения разрешения на ввод названного объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах правомерными является вывод судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов судов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводам ООО "Тюменьгеолжилстрой" о том, что Управлением инспекции Госстройнадзора Тюменской области в ходе производства по данному административному делу допущены процессуальные нарушения, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.09.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6521/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
|
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
...
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры для получения разрешения на ввод названного объекта в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах правомерными является вывод судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2011 г. N Ф04-785/11 по делу N А70-6521/2010