Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Антипиной О.И., Роженас О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.10.2010 (судья Гофман Н.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 (судьи Музыкантова М.Х., Солодилов А.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-17661/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Новосибхимфарм" (ИНН 5405101302, ОГРН 1025401911193) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (ИНН 5405285434, ОГРН 1045401964596) о признании незаконными действий.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Новосибхимфарм" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности по пени в размере 1 377 317, 59 руб. и штрафе в размере 55 129, 94 руб., возможность взыскания которых утрачена, об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем выдачи справки, не содержащей сведений о наличии задолженности.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.10.2010 требования удовлетворены частично.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Налоговый орган полагает, что налоговое законодательство не предусматривает пропуск срока для взыскания оспариваемых сумм как основание для исключения их из справки о состоянии расчетов с бюджетом.
В порядке статьи 279 АПК РФ отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Инспекцией выдана Обществу справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по форме N 39-1 за N 34503 по состоянию на 01.08.2010, в которой отражена задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1 377 317, 59 руб. и штраф в размере 55 129, 94 руб.
Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания оспариваемых сумм задолженности, в связи с чем эти суммы не подлежат включению в справку о состоянии расчетов, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды пришли к выводу о том, что отражение в справке о расчетах с бюджетом N 34503 по состоянию на 01.08.2010 необъективной информации, без указания на утрату возможности принудительного взыскания задолженности, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно статье 71 АПК РФ, и соответствуют действующему законодательству.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что отраженная в справке задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1 377 317, 59 руб. и штраф в размере 55 129, 94 руб. образовались у Общества в результате неуплаты налога по сроку 01.01.2003, в связи с чем сроки принудительного взыскания данной задолженности по пеням истекли, законные инструменты для взыскания задолженности отсутствуют.
Налоговый орган не представил достаточных документальных доказательств, указывающих на законность начисления и отражения в справке данной задолженности. Доказательства возможности взыскания спорной задолженности материалы дела также не содержат.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что поскольку на дату выдачи справки срок на принудительное взыскание пеней и штрафа истек как во внесудебном, так и в судебном порядке, то включение в справку сведений о наличии задолженности не соответствует реальным обязательствам налогоплательщика и не должно быть объектом информации о задолженности. Кроме того, из материалов дела следует, что выдача справки о расчетах с бюджетом, содержащей сведения о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, препятствует Обществу получению кредита в банке, что ведет к нарушению его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах Инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у Общества неисполненных обязанностей по уплате пеней и штрафа.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку налогового органа на положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку требование о списании налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов как не реальных (безнадежных) ко взысканию Обществом не заявлялось.
Неправильного применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы, изложенные Инспекцией в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.10.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 по делу N А45-17661/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.А. Мартынова |
Судьи |
О.И. Антипина |
|
О.Г. Роженас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@.
...
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
...
Кассационная инстанция отклоняет ссылку налогового органа на положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку требование о списании налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов как не реальных (безнадежных) ко взысканию Обществом не заявлялось."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2011 г. N Ф04-2095/11 по делу N А45-17661/2010