Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Л.В. Беловой, В.И. Ильина
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Государственная страховая компания "Югория" на решение от 08.12.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья А.Н. Дроздов) и постановление от 10.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Н.А. Шиндлер, Е.П. Кливер, О.Ю. Рыжиков) по делу N А75-9171/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Государственная страховая компания "Югория" (ИНН 8601023568, ОГРН 1048600005728) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ХМАО-Югре (ИНН 8601023208, ОГРН 1048600004408) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория" (далее - ОАО "ГСК "Югория", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Управление Росфиннадзора в ХМАО - Югре) о признании незаконным и отмене постановления от 07.09.2010 N 711-10/374 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 45 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных ОАО "ГСК "Югория" требований отказано.
Постановлением от 10.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "ГСК "Югория", ссылаясь на малозначительность совершенного им административного правонарушения, просит отменить указанные судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росфиннадзора в ХМАО-Югре, считая выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, просит оставить обжалуемые ОАО "ГСК "Югория" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировав доводы сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Санкт-Петербургским филиалом ОАО "ГСК "Югория" (Страховщик) и страхователем - P.T. Tempuran Pelayaran Emas Tbk (Индонезия, заказчик) 10.09.2009 был заключен контракт N 29-900040-00/09 по страхованию водного транспорта.
Кроме того, 29.08.2009 между страхователем P.T. Tempuran Pelayaran Emas Tbk (нерезидент - Индонезия, заказчик) и страховщиком Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" (резидент, исполнитель) был заключен контракт (страховой полис) N 70-900010-00/09 по страхованию гражданской ответственности судовладельцев.
ОАО "ГСК "Югория" 22.09.2009 в ОАО "Ханты-Мансийский банк" был открыт паспорт сделки N 09090007/1971/0000/3/0 к контракту (полису) от 10.09.2009 N 29-900040-00/09.
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки N 09090007/1971/0000/3/0 на счет ОАО "ГСК "Югория" по вышеуказанному контракту 10.09.2009 был зачислен платеж в сумме 835,49 долларов США (раздел II Сведения о платежах).
Страховщиком - Санкт-Петербургским филиалом ГСК "Югория" 26.10.2009 в уполномоченный банк ПС представлена справка о подтверждающих документах с подтверждающими документами по совершенным валютным операциям на общую сумму 136 709,76 долларов США по контракту от 10.09.2009 N 29-900040-00/09, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
По данному факту Управлением Росфиннадзора в ХМАО - Югре составлен протокол от 02.09.2010 N 711-10/374 об административном правонарушении, на основании которого 07.09.2010 руководителем административного органа вынесено постановление N 711-10/374 о привлечении ОАО "ГСК "Югория" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 45 000 руб.
ОАО "ГСК "Югория", ссылаясь на малозначительность совершенного им правонарушения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Управления Росфиннадзора в ХМАО - Югре от 07.09.2010 N 711-10/374.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и отсутствия оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.
Объективную сторону правонарушения составляет несоблюдение срока представления форм учета и отчетности или несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ доказан материалами административного дела и не оспаривается заявителем.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Доводам ОАО "ГСК "Югория", приведенным в кассационной жалобе о применении статьи 2.9 КоАП РФ, дана правовая оценка при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 10.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9171/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
|
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.
...
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ доказан материалами административного дела и не оспаривается заявителем.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
...
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Доводам ОАО "ГСК "Югория", приведенным в кассационной жалобе о применении статьи 2.9 КоАП РФ, дана правовая оценка при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2011 г. N Ф04-1103/11 по делу N А75-9171/2010