г. Тюмень |
|
4 сентября 2014 г. |
Дело N А75-7430/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 26.11.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Фёдоров А.Е.) и постановление от 07.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Глухих А.Н., Верёвкин А.В., Зиновьева Т.А.) по делу N А75-7430/2013 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) к открытому акционерному обществу "ТНК-Нижневартовск" (628600, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, Западный промышленный узел, панель 4, улица 9п, 26 ИНН 8620011857, ОГРН 1028601866810) о возмещении вреда.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к открытому акционерному обществу "ТНК-Нижневартовск" (впоследствии переименовано в открытое акционерное общество "РН-Нижневартовск"; далее - общество) о взыскании вреда причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, в сумме 2 295 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба).
Решением от 11.11.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов об отсутствии у управления полномочий на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
ОАО "РН-Нижневартовск" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.02.2013 в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на территории Самотлорского лицензионного участка произошел некатегорийный отказ нефтесборного трубопровода "ЦДНГ-3, к.2480 - м.вр.к.2472", находящегося на балансе общества, что подтверждается актом технического расследования инцидента от 15.02.2012 N 12, утвержденным главным инженером ОАО "ТНК-Нижневартовск".
Согласно протоколу осмотра территории от 22.05.2012, составленному должностным лицом управления, акту отбора проб почвы от 22.05.2012, протоколу КХА почв N 184,185 федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу", протоколу результатов испытаний N184-185 аналитической лаборатории общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибНИИЭА", маркшейдерской схеме участка на территории ОАО "ТНК-Нижневартовск" в результате вышеназванной аварии и разлива нефти был загрязнен земельный участок лесного фонда площадью 765 кв.м.
Претензией управления от 11.07.2012 N 02-1/8962 N 02-1/8964 обществу предложено в течение 30 дней со дня ее получения возместить причиненный почве вред в размере 2 295 000 руб., исчисленный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
Поскольку обществом в добровольном порядке не возмещен вред, причиненный почвам, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что управление является ненадлежащим истцом в части взыскания вреда, причиненного почве на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 N 421, управление осуществляет контроль и надзор, в том числе: за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный земельный контроль в пределах своих полномочий.
Управление для осуществления своих полномочий имеет право заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5.9 названного Положения).
Из материалов дела следует, что загрязненный участок общей площадью принадлежит к категория земель - земли лесного фонда, назначение лесов - эксплуатационные.
Исходя из положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, пунктов 1, 5.3.3, 5.9 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п, служба осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда и предъявляет иски о его возмещении.
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у управления полномочий на предъявление настоящего иска о взыскания вреда, причиненного почве на участке земель лесного фонда, является правильным.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, о наличии у него полномочий на подачу настоящего иска со ссылкой на предоставленное ему законом право заявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности (земельного надзора), не учитывают наделение иного органа (службы) специальными полномочиями по определению размера вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, в том числе землям лесного фонда (по иной методике расчета) вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда и предъявлению исков о его возмещении.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.11.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 07.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7430/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, пунктов 1, 5.3.3, 5.9 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п, служба осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда и предъявляет иски о его возмещении."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2014 г. N Ф04-7743/14 по делу N А75-7430/2013