Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Ильина,
судей В.И. Новоселова, Т.И. Отческой,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на постановление от 11.02.2011 (судьи Бородулина И.И., Колупаева Л.А., Павлюк Т.В.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11510/2010 по заявлению администрации города Бийска (ИНН 2204001327, ОГРН 102220056721) к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2225105119, ОГРН 1092225005542) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
Администрация города Бийска обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Межрегиональное управление) о признании недействительным предписания от 10.06.2010.
Решением от 22.10.2010 (судья Музюкин Д.В.) Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленного администрацией города Бийска требования отказано.
Постановлением от 11.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым предписание от 10.06.2010 Межрегионального управления признано недействительным.
В кассационной жалобе Межрегиональное управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит оставить в силе решение от 22.10.2010 суда первой инстанции.
По мнению Межрегионального управления, предписание от 10.06.2010 не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы администрации города Бийска.
При этом Межрегиональное управление поясняет, что у него отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основания для проведения проверки администрации города Бийска, которая в рассматриваемых правоотношениях не являлась проверяемым лицом.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Бийска, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить без изменения постановление от 11.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, получения полной достоверной информации о состоянии и обустройстве улично-дорожной сети, муниципальной маршрутной сети общественного пассажирского транспорта, в том числе школьных автобусных маршрутов, инженерных сооружений, железнодорожных переездов и объектов сервиса распоряжением главы города Бийска от 01.06.2010 N 650-р в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" создана комиссия для проведения комплексного обследования улично-дорожной сети города Бийска.
Данной комиссией 10.06.2010 проведено обследование улиц Калинина, Мамонтова и Пригородной, по результатам которого составлен акт от 10.06.2010. Комиссия рекомендовала администрации города Бийска предусмотреть в 2010 году ремонт и капитальный ремонт указанных улиц.
В этот же день Межрегиональным управлением на основании акта от 10.06.2010 вынесено предписание, которым на администрацию города Бийска возложены обязанности по устранению выявленных комиссией нарушений и представлению к 12.07.2010 официального письменного ответа с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с предписанием Межрегионального управления, администрация города Бийска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Частью 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ к такому контролю отнесен государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 2 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Из содержания части 1 статьи 20 названного Закона следует, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемого предписания Межрегиональным управлением допущены нарушения требований Закона N 294-ФЗ, так распоряжение или приказ на проведении проверки (часть 1 статьи 14, пункт 3 статьи 18, часть 4 статьи 12 Закона N 294-ФЗ) не издавались; акт проверки не составлялся (статья 16 Закона N 294-ФЗ); основанием для вынесения предписания явился акт комиссионного обследования улиц города Бийска, содержание которого не позволяет отождествить его с актом проверки, предусмотренным частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ.
Случаи, когда Межрегиональное управление вправе производить государственный контроль (надзор) в данной сфере деятельности, а также порядок проведения проверок, результатом которых является составление акта проверки, неотъемлемой частью которого является предписание Межрегионального управления, установлены Законом N 294-ФЗ.
Иного нормативного правового акта, определяющего полномочия Межрегионального управления проводить проверки и выдавать предписания, обязательные к исполнению лицом, в отношении которого такое предписание выдано, Межрегиональным управлением не приведено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 11.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11510/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.И. Новоселов |
|
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания части 1 статьи 20 названного Закона следует, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемого предписания Межрегиональным управлением допущены нарушения требований Закона N 294-ФЗ, так распоряжение или приказ на проведении проверки (часть 1 статьи 14, пункт 3 статьи 18, часть 4 статьи 12 Закона N 294-ФЗ) не издавались; акт проверки не составлялся (статья 16 Закона N 294-ФЗ); основанием для вынесения предписания явился акт комиссионного обследования улиц города Бийска, содержание которого не позволяет отождествить его с актом проверки, предусмотренным частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ.
Случаи, когда Межрегиональное управление вправе производить государственный контроль (надзор) в данной сфере деятельности, а также порядок проведения проверок, результатом которых является составление акта проверки, неотъемлемой частью которого является предписание Межрегионального управления, установлены Законом N 294-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2011 г. N Ф04-2166/11 по делу N А03-11510/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2166/11