Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.В. Лаптева
судей М.Ф. Лукьяненко, С.В. Фроловой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации города Кемерово на решение от 14.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья С.Е. Петракова) и постановление от 24.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Л.А. Колупаева, И.И. Бородулина, В.А. Журавлёва) по делу N А27-10278/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КМП-ойл" (ИНН 4207048359, ОГРН 1024200693428) о признании незаконными действий по отказу в выборе земельного участка.
Заинтересованные лица: Администрация города Кемерово, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "КМП-ойл" (далее - ООО "КМП-ойл") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации города Кемерово (далее - Администрация) в обеспечении выбора земельного участка, расположенного: 670 метров северо-западнее пересечения улицы Тухачевского и улицы Рубиновая, примерной площадью 6 000 кв. метров для строительства АЗС с количеством заправок не более 500 машин в сутки с объектами обслуживания не выше V класса вредности (далее - земельный участок), изложенного в письмах от 22.04.2010 N 07-10-01-6/754, от 13.04.2010 N 07-10-04/645.
В качестве восстановления нарушенного права ООО "КМП-ойл" просило обязать Администрацию обеспечить выбор земельного участка.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.10.2010 заявленные требования удовлетворены. Отказ Администрации в обеспечении выбора Земельного участка признан незаконным. На Администрацию возложена обязанность в течение 2-х месяцев осуществить выбор земельного участка.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 решение отменено в части определения способа устранения Администрацией допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "КМП-ойл". В указанной части принят новый судебный акт. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "КМП-ойл" путём выполнения мероприятий по обеспечению выбора Земельного участка на основании заявления от 18.02.2009 в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В остальной части решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "КМП-ойл".
Податель жалобы полагает, что вывод судов о неправомерности действий Администрации не соответствует обстоятельствам дела. Оспариваемыми судебными актами нарушаются принципы, установленные статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и положения части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) о публичном информировании населения о размещении на земельном участке конкретного объекта.
По мнению Администрации, отсутствие проекта планировки территории препятствует выбору земельного участка. Наличие такого проекта и развитие территории в соответствии с ним предусмотрено частью 3 статьи 9, частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Правилами землепользования и застройки города Кемерово, утверждёнными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75. Суд неверно истолковал нормы градостроительного регламента территориальной зоны К3.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, ООО "КМП-ойл" обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ Кемеровской области) с заявлением от 18.02.2009 о предварительном согласовании и выборе земельного участка, расположенного северо-западнее пересечения улицы Тухачевского и улицы Терешковой (согласно акту регистрации местоположения от 28.05.2009 N 29002219, адрес земельного участка: Заводский район, 670 метров северо-западнее пересечения улицы Тухачевского и улицы Рубиновая) примерной площадью 6 000 кв. метров, для строительства АЗС с количеством заправок не более 500 машин/сутки с объектами обслуживания не выше V класса вредности.
КУГИ Кемеровской области в целях рассмотрения данного заявления, руководствуясь порядком, предусмотренным пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса, пунктом 3.3 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово, утверждённого постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 16.12.2009 N 496, обратился 01.04.2009 в Администрацию для обеспечения выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта (письмо N 10-3-04/155), о чем 01.04.2009 известил заявителя (письмо N 10-6-04/152).
27.05.2009 по заявлению ООО "КМП-ойл" Управление архитектуры и градостроительства Администрации выдало градостроительные ограничения и условия землепользования в целях изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. В качестве градостроительных ограничений указано, что для определения границ земельного участка необходимо разработать технико-экономическое обоснование с учётом ранее разработанного ООО "РиГа-Строй" градостроительного обоснования размещения предприятия торговли торговой площадью до 20 000 кв. метров, что и было сделано; техническое задание на его подготовку было согласовано с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации.
28.05.2009 Управление архитектуры и градостроительства Администрации выдан акт регистрации местоположения выбираемого земельного участка N 29002219, согласно которому земельному участку присвоен адрес: Заводский район, 670 метров северо-западнее пересечения улицы Тухачевского и улицы Рубиновая.
На основании выданных Управлением архитектуры и градостроительства Администрации исходных данных (письмо N 04/2061) с учётом градостроительного и технико-экономического обоснований силами проектной организации ООО "Ди Лэнд" на кадастровом плане территории разработана схема расположения земельного участка, которая 14.10.2009 передана в Управление архитектуры и градостроительства для согласования.
Письмом от 20.11.2009 N 06-1/5090 Управление архитектуры и градостроительства сообщило о замечаниях, выявленных при рассмотрении схемы расположения земельного участка.
Устранив замечания, заявитель повторно передал схему на согласование (письмо от 31.03.2010 N 3143).
Письмом от 22.04.2010 N 07-10-01-6/754 Администрация отказала ООО "КМП-ойл" в согласовании схемы расположения земельного участка, разработанной на основании указанного градостроительного обоснования. Также Администрация со ссылкой на ответ от 13.04.2010 N 07-10-04/645 в адрес КУГИ Кемеровской области указала, на то, что выбор земельного участка для размещения АЗС не может быть осуществлён.
Полагая, что действия Администрации по отказу в обеспечении выбора земельного участка, выраженные в письмах от 22.04.2010 N 07-10-01-6/754, от 13.04.2010 N 07-10-04/645 незаконны, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация не исполняет требования статьи 31 Земельного кодекса, чем препятствует реализации ООО "КМП-ойл" права на предоставление земельного участка и, соответственно, предпринимательской деятельности.
Апелляционный суд согласился с мнением арбитражного суда в части неправомерного бездействия Администрации по выбору земельного участка.
Отменяя решение арбитражного суда в части определения способа устранения нарушений прав и законных интересов ООО "КМП-ойл", апелляционный суд указал, что неправомерно возложена на Администрацию обязанность в течение двух месяцев обеспечить выбор земельного участка, поскольку отсутствуют доказательства соблюдения положений пунктов 2 и 3 статьи 31 Земельного кодекса.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о неправомерности бездействия Администрации соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону.
Так, согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьёй 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Пунктами 5 и 6 указанной статьи предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статьёй 1 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
В соответствии с Законом Кемеровской области от 04.07.2002 N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" и распоряжением Администрации Кемеровской области от 26.07.2002 N 506-р "О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений" КУГИ Кемеровской области является специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Поскольку бездействие Администрации нарушает закон, а также права и законные интересы ООО "КМП-ойл" в сфере предпринимательской деятельности, удовлетворение заявления соответствует требованиям части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А27-10278/2010 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
|
С.В. Фролова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьёй 1 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
В соответствии с Законом Кемеровской области от 04.07.2002 N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" и распоряжением Администрации Кемеровской области от 26.07.2002 N 506-р "О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений" КУГИ Кемеровской области является специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Поскольку бездействие Администрации нарушает закон, а также права и законные интересы ООО "КМП-ойл" в сфере предпринимательской деятельности, удовлетворение заявления соответствует требованиям части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2011 г. N Ф04-1922/11 по делу N А27-10278/2010