Резолютивная часть постановления объявлена 4 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего М.Ф. Лукьяненко
судей Н. В. Лаптева, С. В. Фроловой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Омска на решение от 22.10.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Суставова О.Ю.) и постановление от 02.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-3938/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" (ОГРН 1025501378572, ИНН 5507029944) к администрации г. Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244), Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска о признании незаконными заключения и рекомендаций, недействительными постановления от 10.02.2010 N 91-п.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
В заседании принял участие представитель заявителя - Мацелевич Я. В., по доверенности от 25.04.2011 N 1/2674.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский завод гражданской авиации" (далее - ОАО "ОЗГА") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Омска, департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска, в котором просило:
1) признать незаконным "Заключение по результатам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", утвержденное Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа город Омска Омской области 24.12.2009 в части рекомендации отказать в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564;
2) признать незаконными "Рекомендации по вопросу предоставления разрешений на условно-разрешенный вид использования некоторых земельных участков", подготовленные Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города Омска 24.12.2009 в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564;
3) признать недействительным постановление Администрации города Омска от 10.02.1010 N 91-п в части отказа в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, местоположение которого установлено относительно здания летно-испытательной станции- одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, дом 112, для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок;
4) обязать Администрацию города Омска устранить допущенное нарушение, издать постановление о предоставлении ОАО "ОЗГА" разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 131056 кв.м., местоположение установлено относительно здания летно-испытательной станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Суровцева, 112, для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок.
Определением от 20.05.2010 Арбитражным судом Омской области было удовлетворено ходатайство ОАО "ОЗГА" о привлечении к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска (далее - Комиссия), об исключении из числа заинтересованных лиц департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - Департамент архитектуры) и привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.
Решением от 22.10.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, прекращено производство по делу относительно заявленных ОАО "ОЗГА" требований о признании незаконными:
- "Заключения по результатам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", утвержденного Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа город Омска Омской области 24.12.2009, в части рекомендации отказать в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564;
- "Рекомендаций по вопросу предоставления разрешений на условно-разрешенный вид использования некоторых земельных участков", подготовленных Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки города Омска 24.12.2009, в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку упомянутые Заключение и Рекомендации являются процессуальными документами, принятыми в рамках рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, которые самостоятельному оспариванию в арбитражном суде в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 29 и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежат.
Остальные требования ОАО "ОЗГА" указанным решением арбитражного суда удовлетворены. Признано недействительным постановление администрации города Омска от 10.02.1010 N 91-п в части отказа в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, местоположение которого установлено относительно здания летно-испытательной станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, дом 112, для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя арбитражный суд обязал администрацию города Омска издать постановление о предоставлении ОАО "ОЗГА" разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 131056 кв.м., местоположение установлено относительно здания летно-испытательной станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, ул. Суровцева, 112, для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок.
Удовлетворяя требования Общества о признании недействительным постановления администрации города Омска от 10.02.1010 N 91-п в оспариваемой ОАО "ОЗГА" части, суд счел необоснованными причины отказа администрации города Омска в предоставлении заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку испрашиваемый заявителем условно разрешенный вид использования земельного участка соответствует Правилам землепользования и застройки города Омска, и Обществом были соблюдены необходимые условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 14 Правил, для предоставления такого разрешения. Кроме того, нахождение на спорном земельном участке Общества единого производственного объекта Комиссией не доказано и документально не подтверждено. При этом суд отклонил довод Департамента о том, что на Комиссию (или департамент архитектуры) не возлагается обязанность по исправлению неправильно сформулированного вида использования, который испрашивается заявителем.
В кассационной жалобе администрация города Омска, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, просит отменить обжалуемые судебные акты в части, принять в части новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы полагает, что в рассматриваемой ситуации отсутствует совокупность признаков, необходимых для признания недействительным акта органа местного самоуправления. Какое-либо нарушение прав и законных интересов заявителя изданием оспариваемого постановления Администрацией города Омска отсутствует. Вывод судов о том, что закон не обязывает главу администрации безоговорочно согласиться с заключением о результатах слушаний и рекомендациями комиссии, ошибочен. Указывает на отсутствие в Правилах такого вида условно разрешенного использования земельного участка как "для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок". Принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка невозможно без соблюдения процедуры, предусмотренной пунктами 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОЗГА" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.07.1994 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости администрации города Омска, о чем инспекцией Министерства Российской Федерации по налогами и сборам по Кировскому административному округу г. Омска 26.08.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501378572.
ОАО "ОЗГА" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- вертолетные площадки с асфальтированными рулежными дорожками, назначение: вертолетные площадки с асфальтированными рулежными дорожками, общей площадью 4203,00 кв.м., инвентарный номер 160001254, местоположение: г. Омск, ул. Суровцева, д.112 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2009 серии 55 АВ N 954526);
- мачты для освещения вертолетов - сооружение, площадью 4,40 кв.м., инвентарный номер 6655042, литера ВВ, местоположение: г. Омск, ул. Суровцева, д.112 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 серии 55 АВ N 745413 (взамен свидетельства N 351537 серия 55АА от 28.03.2002);
- здание летно-испытательной станции: одноэтажное строение, общей площадью 309,30 кв.м., литера Б, местоположение: г. Омск, ул. Суровцева, д.112 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.07.2005 серии 55 АВ N 089134);
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, площадью 131056,00 кв.м., предоставлен для производственных целей под здания, сооружения, расположен на землях населенных пунктов, местоположение установлено относительно здания летно - испытательной станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д.112 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.06.2009 серии 55 АВ N 983527).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 29.06.2009 N 5536/219/09-1192 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564 (предыдущий номер 55:36:14 01 06:21) составляет 629092390 руб. 08 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 4800 руб. 18 коп.
11.08.2009 ОАО "ОЗГА" обратилось в Департамент архитектуры с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 131056,00 кв.м., местоположение установлено относительно здания летно-испытательной станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д.112, - земельный участок, предназначенный для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта, развития устройств транспорта (объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок).
24.12.2009 в Департаменте архитектуры состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков, по результатам которых было выдано Заключение.
Согласно пункту 4 Заключения по результатам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешительный вид использования некоторых земельных участков в ходе публичных слушаний при рассмотрении вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564 членами комиссии рекомендовано отказать в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования, так как на земельном участке расположен единый промышленный объект с размещением объектов капитального строительства различного назначения, а также испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует Правилам.
На основании Заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков были подготовлены рекомендации, в соответствии с которыми, учитывая результаты проведенных публичных слушаний, Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа город Омск Омской области рекомендовала в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, местоположение которого установлено относительно здания летно-испытательного станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112, для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок, отказать.
Постановлением Администрации города Омска от 10.02.2010 N 91-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:14 01 06:564, 55:36:11 01 01:2157, 55:36:11 01 01:2159", в частности, было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564, местоположение которого установлено относительно здания летно-испытательного станции - одноэтажного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Суровцева, д. 112, для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, ремонта объектов воздушного транспорта - вертолетных площадок.
ОАО "ОЗГА", считая заключение и рекомендации Комиссии, постановление Администрации города Омска от 10.02.2010 N 91-п вынесенными с нарушением норм действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим иском.
Кассационная инстанция соглашается с выводом судов о том, что причины отказа Администрации города Омска в предоставлении заявителю испрашиваемого им условно разрешенного вида использования земельного участка не могут быть признаны законными и обоснованными.
Суд, руководствуясь положениями статей 11.2, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, правомерно исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:21, из которого был образован спорный участок, - "для производственных целей под здания, сооружения". Поскольку спорный земельный участок образован из данного участка, то его вид разрешенного использования является таким же в силу положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 06:21 на земельном участке с кадастровым номером 55:36:14 01 06:564 располагаются вертолетные площадки, мачты для освещения вертолетов и здание летно-испытательной станции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Правил землепользования и застройки города Омска заявитель вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка в процессе его использования. Данное право может быть реализовано в случаях, когда на соответствующую территорию распространяет свое действие градостроительный регламент, утвержденный Правилами, и применительно к соответствующей территориальной зоне в составе градостроительного регламента установлен условно разрешенный вид использования земельный участков, который испрашивается заявителем (пункт 2 статьи 14 названных Правил).
Судами установлено, что спорный земельный участок заявителя расположен в территориальной зоне ПЗ, в связи с чем на него распространяет действие градостроительный регламент, предусмотренный Правилами землепользования и застройки города Омска. В подпункте 5 пункта 16 в графе "Виды разрешенного использования" обозначен условно разрешенный вид использования "объекты воздушного транспорта - вертолетные площадки". Земельный участок, используемый под вертолетные площадки, согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, относится к 13 виду разрешенного использования. Постановлением Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" также указаны 15 видов разрешенного использования, одному из которых соответствует заявленным Обществом вид.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что отказ в предоставлении заявителю соответствующего разрешения по мотиву отсутствия в Правилах испрашиваемого Обществом условно разрешенного вида использования земельного участка, носит формальный характер и не соответствует законодательству.
Довод заявителя жалобы о том, что в рассматриваемой ситуации отсутствует совокупность признаков, необходимых для признания недействительным акта органа местного самоуправления, поскольку какое-либо нарушение прав и законных интересов заявителя изданием оспариваемого постановления Администрацией города Омска отсутствует, не принимается.
Апелляционным судом обоснованно указано на то, что заявитель без получения разрешения на данный вид разрешенного использования не вправе использовать земельный участок под вертолетные площадки. Кроме того, оспариваемым постановлением нарушено право заявителя на оплату земельного налога с учетом фактического использования земельного участка.
Остальные доводы кассационной жалобы были предметом исследования апелляционного суда, и апелляционный суд дал им надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, установив совокупность предусмотренных статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.10.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3938/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
|
С.В. Фролова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Правил землепользования и застройки города Омска заявитель вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка в процессе его использования. Данное право может быть реализовано в случаях, когда на соответствующую территорию распространяет свое действие градостроительный регламент, утвержденный Правилами, и применительно к соответствующей территориальной зоне в составе градостроительного регламента установлен условно разрешенный вид использования земельный участков, который испрашивается заявителем (пункт 2 статьи 14 названных Правил).
Судами установлено, что спорный земельный участок заявителя расположен в территориальной зоне ПЗ, в связи с чем на него распространяет действие градостроительный регламент, предусмотренный Правилами землепользования и застройки города Омска. В подпункте 5 пункта 16 в графе "Виды разрешенного использования" обозначен условно разрешенный вид использования "объекты воздушного транспорта - вертолетные площадки". Земельный участок, используемый под вертолетные площадки, согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, относится к 13 виду разрешенного использования. Постановлением Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" также указаны 15 видов разрешенного использования, одному из которых соответствует заявленным Обществом вид.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что отказ в предоставлении заявителю соответствующего разрешения по мотиву отсутствия в Правилах испрашиваемого Обществом условно разрешенного вида использования земельного участка, носит формальный характер и не соответствует законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2011 г. N Ф04-2041/11 по делу N А46-3938/2010