город Тюмень |
Дело N А46-9568/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 6 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.В. Лаптева
судей М.Ф. Лукьяненко
С.В. Фроловой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Ивановой,
рассмотрел в судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Евгения Александровича Насонова на решение от 16.11.2010 Арбитражного суда Омской области (судья О.В. Глазкова) и постановление от 09.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи О.А. Сидоренко, А.Н. Лотов, Н.А. Шиндлер) по делу N А46-9568/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Евгения Александровича Насонова (ИНН 5504005711318, ОГРН 304550409700041) о признании недействительным решений муниципальных и государственных органов.
Заинтересованные лица: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Главное управление по земельным ресурсам Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области, Сергей Владимирович Рябов.
В заседании приняли участие представители:
от индивидуального предпринимателя Насонова Е.А. - Ванчугова И.С. по доверенности от 16.10.2010;
от Рябова С.В. - Игитян А.Л. по доверенности от 07.06.2010.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Насонов Е.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент) от 11.03.2008 N 1928-р, распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области) от 11.04.2008 N 1776-р, решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) от 23.06.2008 N Ф-36/08-2761 об осуществлении кадастрового учёта в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057, площадью 640_9 кв. метров, категории земель населённых пунктов, с разрешённым использованием для производственных целей под двухэтажное здание (склад), местоположение которого установлено относительно двухэтажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный АО город Омск, улица Универсальная, дом 19 (далее - земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057).
В целях восстановления нарушенных прав предприниматель Насонов Е.А. просил возложить на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Омской области" обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.11.2010 отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Предприниматель Насонов Е.А. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Податель жалобы полагает, что вывод судов о правомерности обжалуемых действий несостоятелен, так как в результате оформления в собственность земельного участка С.В. Рябова нарушено исключительное право заявителя на приобретение земельного участка под его объектом недвижимости. Акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057 не подписан представителем закрытого акционерного общества "Универсал и К" (далее - ЗАО "Универсал и К"), тем самым его формирование произведено с нарушением норм действующего законодательства.
По мнению индивидуального предпринимателя Е.А. Насонова, суды при вынесении обжалуемых судебных актов разрешили вопрос о правах и обязанностях лица не участвующего в деле - ЗАО "Универсал и К".
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзывах С.В. Рябов и Департамент возражают против доводов кассационной жалобы, просят оставить решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, ЗАО "Универсал и К" владело на праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 37 032 кв. метров, расположенным по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Универсальная, 19.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.05.2005 по делу N 8-65/05 за ЗАО "Универсал и К" признано право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: город Омск, улица Универсальная, 19, в том числе: склад, двухэтажное строение, 1955 года постройки, 580,8 кв. метров и межскладские дороги (асфальтовое покрытие).
Между ЗАО "Универсал и К" (продавец) и С.В. Рябовым (покупатель) заключён договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2005, по условиям которого продавец передал в собственность покупателя склад - двухэтажное здание, общей площадью 580,8 кв. метров, расположенный по адресу: город Омск, улица Универсальная, 19.
26.08.2005 запись о праве собственности С.В. Рябова на вышеуказанный объект недвижимости внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
С целью оформления земельного участка под приобретённым складом по инициативе Рябова С.В. землеустроительная организация подготовила проект границ по формированию земельного участка 55:36:12 01 02:0070(А), расположенного по адресу: город Омск, Центральный АО, улица Универсальная, 19.
Распоряжением Департамента от 11.03.2008 N 1928-р "Об утверждении границ по формированию земельного участка по улице Универсальная, дом 19 в Центральном административном округе города Омска" утверждён проект границ по формированию земельного участка, относящегося к категории земель населённых пунктов, площадью 640 кв. метров для производственных целей под двухэтажное здание (склад, местоположение земельного участка установлено относительно двухэтажного здания с почтовым адресом: улица Универсальная, дом 19 в Центральном административном округе город Омска).
Распоряжением ГУЗР Омской области от 11.04.2008 N 1776-р "О представлении в собственность за плату Рябову Сергею Владимировичу земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске" Рябову С.В. представлен земельный участок площадью 640 кв. метров, местоположение которого установлено относительно двухэтажного здания с почтовым адресом: город Омск, Универсальная, дом 19, предназначенный для производственных целей под двухэтажное здание (склад).
На основании заявления С.В. Рябова Управление Росреестра по Омской области приняло решение от 23.06.2008 N Ф-36/08-2761 об осуществлении кадастрового учёта в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057.
Между ГУЗР Омской области и С.В. Рябовым заключён договор от 23.07.2008 N 1101/12385-2008 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057. Запись о данном договоре внесена в ЕГРП 19.08.2008.
Между ЗАО "Универсал и К" (продавец) и предпринимателем Насоновым Е.А. (покупатель) подписан договор купли-продажи недвижимого имущества от 26.01.2009, по условиям которого продавец передал в собственность покупателя сооружение - асфальтированная площадка - участок 1У площадью асфальтированного покрытия 376,5 кв. метров, расположенное по адресу: город Омск, улица Универсальная, 19 (далее - асфальтированная площадка).
09.02.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Е.А. Насонова на асфальтированную площадку.
В целях оформления земельного участка, находящегося под асфальтированной площадкой, по инициативе предпринимателя Насонов Е.А. землеустроительная организация изготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане.
Письмом от 07.05.2010 N 09-15275 Департамент сообщил предпринимателю Насонову Е.А., что в соответствии с материалами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, источником формируемого земельного участка, на котором расположена асфальтированная площадка, является, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2057, в отношении которого зарегистрировано право собственности. В связи с этим, Департамент предложил получить согласие собственника на раздел земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2057.
Полагая, что распоряжение Департамента от 11.03.2008 N 1928-р, распоряжение ГУЗР Омской области от 11.04.2008 N 1776-р и решение Управления Росреестра по Омской области от 23.06.2008 N Ф-36/08-2761 нарушают его права и охраняемые законом интересы, предприниматель Насонов Е.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал выводы о соответствии оспариваемых ненормативных правовых актов действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд согласился с мнением арбитражного суда.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону.
Так, согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
На основании пункта 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Омска с 01.07.2006 осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Пунктом 15 Постановления Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" установлено, что Департамент осуществляет функциональное руководство деятельностью служб (отделов) структурных подразделений Администрации города Омска, которые осуществляют функции, связанные с организацией и управлением муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска.
К функциям Департамента относятся, в том числе, организация землеустроительных и кадастровых работ в отношении объектов землеустройства и объектов земельных отношений на территории города Омска; принятие решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством; утверждение и выдача схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; согласование в установленных законодательством Российской Федерации случаях документации, подготовленной при проведении землеустроительных и кадастровых работ на территории города Омска, в пределах своей компетенции (пункт 21 Постановления Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как предусмотрено нормами статьи 35 Земельного кодекса при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В силу части 4 статьи 69 Земельного кодекса (в редакции в период совершения актов по согласованию границ) при проведении землеустройства обеспечивается учёт законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путём извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещённых лиц не является препятствием для проведения землеустройства.
Пунктом 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утверждённых 17.02.2003 руководителем Росземкадастра, установлено, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Из пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что постановка земельного участка на государственный кадастровый учёт осуществляется на основании представляемых в орган государственного кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" для осуществления такого учёта документов.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учёта объекта недвижимости, установлен статьёй 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Установив, что для осуществления кадастрового учёта представлены все необходимые документы, органы действовали в пределах своей компетенции, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о правомерности обжалуемых действий по кадастровому учёту земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057 и предоставлению его в собственность С.В. Рябова.
Поскольку на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов предприниматель Насонов Е.А. не являлся собственником асфальтированной площадки, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Также суд первой инстанции правильно указал, что между заявителем и Рябовым С.В. имеется спор о праве на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057.
Таким образом, арбитражный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.
Отказ в удовлетворении заявления также соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" о том, что зарегистрированное права на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путём заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
С учётом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права и основания, предусмотренные статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.11.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу N А46-9568/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учёта объекта недвижимости, установлен статьёй 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
...
Поскольку на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов предприниматель Насонов Е.А. не являлся собственником асфальтированной площадки, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Также суд первой инстанции правильно указал, что между заявителем и Рябовым С.В. имеется спор о праве на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2057.
Таким образом, арбитражный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.
Отказ в удовлетворении заявления также соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" о том, что зарегистрированное права на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путём заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2011 г. N Ф04-2091/11 по делу N А46-9568/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11305/11
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11305/11
19.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11305/11
06.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2091/11
09.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11032/2010