Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего И.В. Перминовой
судей О.И. Антипиной, Г.В. Чапаевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкасовой М.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АВА компани" на постановление от 24.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-23711/2009 по заявлению закрытого акционерного общества "АВА компани" (ОГРН 1025500980581, ИНН 5504077643) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (ОГРН 1045513022180) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "АВА компани" - Даниловский М.В. по доверенности от 12.08.2009 N 30;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Кукузей О.А. по доверенности от 11.01.2011.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "АВА компани" (далее - ЗАО "АВА компани", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.08.2009 N 19594 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением от 28.07.2010 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части пункта 1, подпункта "б" пункта 2, пунктов 3 и 4 в полном объеме, подпункта "а" пункта 2 - в части доначисления 3 356 569 руб. земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 24.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 02.11.2009 N 16-17/15813) в части пункта 1, подпункта "а" пункта 2, пункта 3.1, пункта 3.3, пункта 4 отменено, в удовлетворении требований заявителя в указанной части отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В целях устранения неясностей в толковании судебного акта апелляционный суд изложил резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска от 20.08.2009 N 19594 (в редакции Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 02.11.2009 N 16-17/15813) признать недействительным в части: подпункта "б" пункта 2, пункта 3.2, 3.4 резолютивной части решения.
В остальной части требований заявителя отказать.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска, расположенной по адресу:644015, город Омск, улица Суворова, 1а, в пользу ЗАО "АВА компани" (ОГРН 1025500380581), расположенного по адресу: 644073, город Омск, улица 2-я Солнечная, д.57, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей".
ЗАО "АВА компани" обратилось с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Общество считает, что апелляционная инстанция не дала оценку законности применения налоговым органом постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
По мнению Общества, суд первой инстанции вынес обоснованное решение, придя к выводу о том, что налоговый орган не имел права руководствоваться постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, поскольку для целей налогообложения оно может применяться только с 01.01.2009.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы жалобы несостоятельными, а постановление апелляционного суда - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Проверив законность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной ЗАО "АВА компани" 10.04.2009, по результатам которой принято решение от 20.08.2009 N 19594 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 8 047,80 руб. Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 3 364 515 руб., а также пени в размере 26 542,52 руб.; предложено уплатить недоимку, штраф и пени в вышеназванных размерах.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС по Омской области) от 02.11.2009 N 16-17/15813, решение Инспекции было изменено, пункт 3 его резолютивной части был изложен в следующей редакции:
"3. Предложить ЗАО "АВА компани":
3.1 Уплатить недоимку в сумме 40 239 руб.;
3.2.Уплатить недоимку в сумме 3 324 276 руб., либо обратиться с заявлением о зачете имеющейся переплаты в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации;
3.3 Уплатить штраф, указанный в пункте 1 настоящего решения;
3.4 Уплатить пени, указанные в пункте 2 настоящего решения".
Не согласившись с решением Инспекции (в редакции решения УФНС по Омской области от 02.11.2009 N 16-17/15813), Общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Основанием для начисления земельного налога за 2008 год в сумме 3 324 276 руб. и соответствующих сумм пени явилось несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в декларации, данным постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление N 174-п).
Удовлетворяя требования заявителя в указанной части, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что Постановление N 174-п в части утверждения кадастровой стоимости вступило в законную силу только с 01.01.2009, соответственно, в налоговый период 2008 года для исчисления земельного налога оно применению не подлежало; использованию подлежала кадастровая стоимость, установленная Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области".
Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Обществу в удовлетворении требований в указанной части, исходил из того, что Постановлением N 174-п были утверждены лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр, исходя из которых определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования; на начало налогового периода 2008 года кадастровая стоимость в отношении земельного участка Общества, исчисленная исходя из удельных показателей, утвержденных Постановлением N 174-п, имелась в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем подлежала применению при исчислении земельного налога за 2008 год.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы апелляционного суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в соответствии с земельным законодательством по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке принадлежащим им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости земель по муниципальному району (городскому округу).
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод апелляционного суда, основанный на положениях статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлении Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (утвердившем Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), что Постановлением N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Проанализировав положения пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-п), пункта 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590), арбитражный апелляционный суд правомерно исходил из того, что налоговое законодательство установило, что источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр. При этом налогоплательщик не обязан самостоятельно определять размер кадастровой стоимости.
Постановление N 174-п опубликовано для всеобщего сведения до начала спорного налогового периода.
Апелляционный суд указал, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода (2008 год) в кадастре имелись; действия по внесению кадастровой стоимости в государственный земельный кадастр не признаны незаконными.
Следовательно, препятствий для уплаты земельного налога за 2008 год у налогоплательщика не имелось.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о правомерном доначислении налогоплательщику земельного налога за 2008 год в размере 3 324 276 руб.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального законодательства не установлено.
Довод Общества о нарушении апелляционным судом статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашел своего подтверждения. Правомерность применения налоговым органом в 2008 году Постановления N 174-п была предметом оценки апелляционного суда и получила надлежащую оценку.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на выводах суда первой инстанции, которые апелляционным судом были признаны ошибочными.
Оставляя постановление апелляционного суда без изменения, кассационная инстанция принимает во внимание постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, в соответствии с которым под утвержденными результатами государственной кадастровой оценки земли должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в данном случае утвержденные Правительством Омской области Постановлением N 174-п результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N 55:36 в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23711/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Перминова |
Судьи |
О.И.Антипина |
|
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление N 174-п опубликовано для всеобщего сведения до начала спорного налогового периода.
...
Довод Общества о нарушении апелляционным судом статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нашел своего подтверждения. Правомерность применения налоговым органом в 2008 году Постановления N 174-п была предметом оценки апелляционного суда и получила надлежащую оценку.
...
Оставляя постановление апелляционного суда без изменения, кассационная инстанция принимает во внимание постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, в соответствии с которым под утвержденными результатами государственной кадастровой оценки земли должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в данном случае утвержденные Правительством Омской области Постановлением N 174-п результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N 55:36 в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2011 г. N Ф04-1451/11 по делу N А46-23711/2009