Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н., Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 (судьи Рыжиков О.Ю. Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А70-8701/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" (ИНН 7201000726, ОГРН 1027200789220) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) о признании незаконным бездействия
В заседании приняли участие представители:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области - Киреева О.Л. по доверенности от 13.12.2010 N 78/01-Д,
открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" - Межецкий А.Н. по доверенности от 15.12.2010 N 09-471.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Сибнефтепровод" (далее - ОАО "Сибнефтепровод", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (далее - ТУ Росимущества) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219003:3 с предложением о заключении договора.
ОАО "Сибнефтепровод", в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнив заявленные требования, просило признать незаконными действия ТУ Росимущества, выразившиеся в отказе передать в собственность обществу земельный участок с кадастровым номером 72:23:0219003:3, а также обязать соответствующий орган принять определённые меры, направленные на восстановление нарушенных прав и интересов общества в сфере экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.12.2010 в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву не представления документов, удостоверяющих право собственности общества на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.
Восьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.03.2011 отменил решение суда, удовлетворил заявленные требования, признав незаконными действия ТУ Росимущества и обязав в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта суда по настоящему делу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219003:3 общей площадью 6516 кв.м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, 2в, и направить проект договора ОАО "Сибнефтепровод" с предложением о заключении соответствующего договора.
Апелляционный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности исключительного права общества на приобретение в собственность спорного земельного участка.
ТУ Росимущества в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества указывает на непредставление обществом документов, подтверждающих зарегистрированное право собственности на объекты, расположенные на спорном земельном участке.
ОАО "Сибнефтепровод" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, как несостоятельные, просило постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в своих пояснениях повторил доводы и поддержал требования кассационной жалобы, а представитель ОАО "Сибнефтепровод" высказался против удовлетворения кассационной жалобы.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 05.05.1994 N 975-р государственное предприятие - производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири преобразовано в акционерное общество открытого типа "Сибнефтепровод" с утверждением плана приватизации государственного предприятия.
В связи с изменением организационно-правовой формы акционерное общество открытого типа "Сибнефтепровод" в 1997 году стало именоваться ОАО "Сибнефтепровод".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 13.12.2001 N 3552-р были внесены дополнения в план приватизации государственного предприятия производственного объединения магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, утвержденный распоряжением Госкомимущества России от 05.05.1994 N 975-р, в целях уточнения пообъектного перечня имущества, вошедшего в уставной капитал ОАО "Сибнефтепровод".
Приложение к указанному распоряжению содержит акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, в числе которых указаны здание УКК и общежитие УКК.
ОАО "Сибнефтепровод", ссылаясь на то, что на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0219003:3 расположены здания, перешедшие в собственность в порядке приватизации, обратилось с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что в 2008-2010 годы ОАО "Сибнефтепровод" неоднократно обращалось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении (выкупе) в собственность земельного участка 72:23:0219003:3.
В ответ на обращение общества 23.04.2010 о направлении проекта договора купли-продажи земельного участка ТУ Росимущества письмом от 25.05.2010 отказало в предоставлении проекта договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на отсутствие документов о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке.
Считая действия ТУ Росимущества незаконными, ОАО "Сибнефтепровод" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, основываясь на нормах статей 1, 6 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Приложении к Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении права на земельный участок, который находиться в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", посчитал, что обществом был представлен неполный пакет документов, необходимых для надлежащего подтверждения своих прав собственности на объекты недвижимости, которые расположены на спорном земельном участке.
При этом арбитражный суд указал, что из представленных документов не следует одновременное нахождение конкретных приватизированных объектов недвижимости в собственности и на спорном земельном участке, передача в собственность этих объектов, обладающих индивидуально-определенными характеристиками, в ходе приватизации в 1994 году и до вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
Апелляционный суд, ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 13.12.2001 N 3552-р, оценив представленные документы, установил доказанным выполнение обществом требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представления в ТУ Росимущества полного пакета документов.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд, пришел к выводу о несоответствии законодательству оспариваемых действий Управления и нарушении прав и законных интересов общества.
Выводы апелляционного суда признаются правильными, соответствующими установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судами установлено, что общество к заявлению о приобретении в собственность земельного участка приложило документы о приватизации в подтверждении приобретения права собственности на объекты недвижимости.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 состав передаваемого имущества подлежал расшифровке в плане приватизации и акте оценке стоимости имущества.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 13.12.2001 N 3552-р пообъектно уточнен перечень имущества, вошедшего в уставной капитал общества.
Апелляционный суд правильно указал, что представленные обществом документы по приватизации имеют законно определенную юридическую силу, позволяют индивидуализировать недвижимое имущество.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу о представлении обществом документов в подтверждении права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, о незаконности оспариваемых действий ТУ Росимущества.
Доводы ТУ Росимущества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы апелляционного суда и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Кассационная жалоба подлежит отклонению.
Нарушений, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу N А70-8701/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
|
С.И. Шуйская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 состав передаваемого имущества подлежал расшифровке в плане приватизации и акте оценке стоимости имущества.
...
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2011 г. N Ф04-2285/11 по делу N А70-8701/2010