г. Тюмень |
|
4 сентября 2014 г. |
Дело N А03-18324/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелеваой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Барнаула на решение от 27.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Михайлюк Н.А.) и постановление от 20.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-18324/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (656037, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Калинина, 116, ОГРН 1042201872800, ИНН 2221064060) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Алтайскому краю (656049, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Социалистический, 37) об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление имущественных отношений Алтайского края, администрация города Барнаула.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:020439:2, площадью 142 202 кв. м, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Степанова, дом 15 (далее - земельный участок), равной его рыночной стоимости в размере 30 000 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление имущественных отношений Алтайского края, администрация города Барнаула (далее - администрация).
Решением от 27.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, суд установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 29 862 420 руб.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку у общества отсутствуют правовые основания для установления рыночной стоимости земельного участка в связи с отсутствием в договоре аренды права арендатора на установление рыночной стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что обществу на основании договора аренды земельного участка от 05.02.2007 N 13319 на праве аренды принадлежит земельный участок.
Кадастровая стоимость указанного участка внесена в государственный кадастр недвижимости постановлением администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившего в силу с 01.01.2009, и составила 340 644 891 руб.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указал, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В ходе проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "Оценка плюс" N 899-12.13, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 29 862 420 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
Также суды, со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01.03.2011 N 275-О-О и от 01.03.2011 N 281-О-О, признали право общества на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае если экспертиза отчета является обязательной и отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, экспертиза указанного отчета проводится во всех саморегулируемых организациях оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие указанный отчет.
В соответствии с вышеназванной статьей под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
Из приведенных положений следует, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, подготовленного отчетом оценщика, из которого усматривается существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка. Отчет не может считаться достаточным доказательством установления рыночной стоимости земельного участка при отсутствии экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков.
Согласно статье 65 АПК РФ каждая из сторон должна доказать те требования, на которые она ссылается, и бремя доказывания действительности рыночной стоимости лежит на истце.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет. Заключение должно содержать выводы о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Однако экспертизы отчетов согласно действующему законодательству об оценочной деятельности в материалы дела не представлено, следовательно материалами дела не доказано соответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также достоверность такой оценки.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, поскольку не соответствуют принципу законности. Неправильное применение норм материального права в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289
постановил:
решение от 27.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18324/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет. Заключение должно содержать выводы о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2014 г. N Ф04-8268/14 по делу N А03-18324/2013