Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.,
судей Бушмелевой Л.В., Шуйской С.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" N Ф04-1799/2011 (5727-А46-21) на решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2010 (судья Голобородько Н.А.) по делу N А46-1390/2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Золотова Л.А.) N 08АП-10276/2010 по этому делу по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконными решений органа кадастрового учета и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" 29.01.2010 обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости), уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными решения этого органа от 11.08.2009 N 36/09-13634 "О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений" и решения от 11.11.2009 N 36/09-19361 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений", а также об обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016 для производственных целей категории земель населенных пунктов, расположенного в 560 метрах северо-восточнее относительно 1-этажного здания по улице 2-я Солнечная, 65 в Кировском административном округе города Омска, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 11.08.2009.
Требования землепользователя мотивированы нарушением его прав и интересов при приостановлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка и отказе в кадастровом учете.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции произвел замену Управления Роснедвижимости на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
По ходатайству Управления Росреестра в качестве второго заинтересованного лица к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.10.2010 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Суд первой инстанции исходил из правомерного приостановления и отказе в осуществлении кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне, границы которой не определены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции подтвердил вывод суда первой инстанции о необходимости документального подтверждения заявителем отнесения земельного участка к территориальной зоне.
В кассационной жалобе ОАО "ТГК N 11" просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований.
Заявитель считает неправильными выводы судов о предоставлении в орган кадастрового учета сведений об отнесении земельного участка к территориальной зоне для проведения государственного кадастрового учета изменений в государственном кадастре недвижимости, поскольку границы территориальных зон определены Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
По утверждению заявителя, при изменении вида разрешенного использования на основной специального согласования и дополнительного разрешения не требуется, так как он мог использовать лишь официально опубликованные публичные данные, содержащиеся в карте градостроительного зонирования территорий города Омска, о расположении принадлежащего ему земельного участка в территориальной зоне П1-288.
На этом основании заявитель делает вывод о том, что при наличии нормативного акта органа местного самоуправления об определении правил землепользования и застройки, установлении градостроительного регламента на территории муниципального образования, прошедшего процедуру официального опубликования в порядке, установленном действующим законодательством, иных документов, подтверждающих установленное разрешенное использование земельного участка, суды необоснованно отказали в применении части 2 статьи 200 и части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании ненормативного правового акта.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" отзывы на кассационную жалобу ОАО "ТГК N 11" не направили, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, ОАО "ТГК N 11" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016, расположенный в 560 метрах северо-восточнее относительно 1-этажного здания с почтовым адресом по улице 2-я Солнечная, 65 в городе Омске, и видом разрешенного использования - "для производственных целей".
На обращение ОАО "ТГК N 11" с заявлением от 20.07.2009 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016 орган кадастрового учета решением от 11.08.2009 N 36/09-13634 приостановил осуществление государственного кадастрового учета в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка.
Впоследствии орган кадастрового учета решением от 11.11.2009 N 36/09-19361 отказал в проведении кадастрового учета изменений, поскольку заявитель не устранил в установленный срок обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учета изменений.
При рассмотрении требований ОАО "ТГК N 11" об оспаривании решений от 11.08.2009 N 36/09-13634, от 11.11.2009 N 36/09-19361 и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости суд первой инстанции правильно исходил из положений норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) определяет правовой режим земель исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Части 2 и 3 этой статьи предусматривают установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости).
Из пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости вытекает, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
В ходе выяснения и оценки требований ОАО "ТГК N 11" суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016 расположен в границах территориальной зоны, границы которой не определены, государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о границах данной территориальной зоны.
Так как документы об отнесении земельного участка с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016 к территориальной зоне П1-288 не были предоставлены заявителем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерном приостановлении органом кадастрового учета осуществления кадастрового учета изменений сведений о земельном участке на срок до устранения этих обстоятельств (статья 26 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости).
Учитывая непредоставление заявителем по истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета документов об установленном разрешенном использовании земельного участка, Управление Росреестра на законном основании (пункт 6 части 2 статьи 27 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости) отказало в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016.
Поскольку оспариваемые ненормативные правовые акты Управления Росреестра соответствуют нормам действующего законодательства, не нарушают прав и интересов ОАО "ТГК N 11", суд первой инстанции правильно отклонил заявленные требования о признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя на карту градостроительного зонирования территории города Омска, приведенную в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки, не может быть принята во внимание, так как указанных данных недостаточно для выяснения принадлежности указанного земельного участка к территориальной зоне, допускающей изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы заявителя о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2010 по делу N А46-1390/2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
|
С.И. Шуйская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе выяснения и оценки требований ОАО "ТГК N 11" суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016 расположен в границах территориальной зоны, границы которой не определены, государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о границах данной территориальной зоны.
Так как документы об отнесении земельного участка с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016 к территориальной зоне П1-288 не были предоставлены заявителем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерном приостановлении органом кадастрового учета осуществления кадастрового учета изменений сведений о земельном участке на срок до устранения этих обстоятельств (статья 26 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости).
Учитывая непредоставление заявителем по истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета документов об установленном разрешенном использовании земельного участка, Управление Росреестра на законном основании (пункт 6 части 2 статьи 27 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости) отказало в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым N 55:36:13 01 01:3016.
Поскольку оспариваемые ненормативные правовые акты Управления Росреестра соответствуют нормам действующего законодательства, не нарушают прав и интересов ОАО "ТГК N 11", суд первой инстанции правильно отклонил заявленные требования о признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Ссылка заявителя на карту градостроительного зонирования территории города Омска, приведенную в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки, не может быть принята во внимание, так как указанных данных недостаточно для выяснения принадлежности указанного земельного участка к территориальной зоне, допускающей изменение вида разрешенного использования земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2011 г. N Ф04-1799/11 по делу N А46-1390/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1799/11
03.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-442/14
11.12.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1390/10
08.10.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8692/13
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
15.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
24.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1799/11
23.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10670/12
29.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10670/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1390/10
16.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1390/10
19.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
08.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
16.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1799/11
21.01.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10276/2010
26.11.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10276/10