Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.,
судей Антипиной О.И., Поликарпова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании при использовании системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 11.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Лежнин Д.Л.) и постановление от 07.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-11255/2010 по заявлению муниципального предприятия "Тепловые сети города Кемерово" (ИНН 4205009361, ОГРН 1034205023423) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (ИНН 4205002373 и ОГРН 1044205091380) о признании частично недействительными решений от 30.04.2010 NN 27831, 1569.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация города Кемерово.
В заседании приняли участие:
представители Муниципального предприятия "Тепловые сети города Кемерово" - Лопухов Д.А. по доверенности от 11.01.2011, Ходько Ю.В. по доверенности от 14.08.2010;
представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово - Гладкова В.В. по доверенности от 27.10.2010 N 04-12/132, Бобова Т.А. по доверенности от 06.08.2010 N 16-04-12/77.
Суд установил:
муниципальное предприятие г. Кемерово "Тепловые сети города Кемерово" (далее - Предприятие заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.04.2010 N 2783 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 678 324 руб. и N 1569 в части отказа возмещения НДС в сумме 2 394 642 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Так, по мнению Инспекции, вывод судов о том, что бюджетные средства получены налогоплательщиком на покрытие убытков, не основан на законе и противоречит обстоятельствам дела; указанные средства фактически получены на оплату тепловой энергии и должны быть включены в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы дела в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2009 года налоговым органом 30.04.2010 приняты решения N 27831 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Предприятию доначислен НДС в сумме 1 678 324 руб., а также N 1569 об отказе в возмещении НДС в размере 2 419 110 руб.
Основанием для принятия вышеуказанных решений явился вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком в нарушение требований подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налогооблагаемой базы по НДС на 22 627 587руб., что привело к неуплате налога в размере 4 072 966 руб., вследствие неправомерного, по мнению Инспекции, применения Предприятием положений пункта 2 статьи 154 Кодекса при исчислении НДС.
Считая указанные решения незаконными, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании их частично недействительными.
Проанализировав положения статей 146, 154, 162 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного урегулирования цен (тарифов)", от 12.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (в редакции, действовавшей в проверяемый период) во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, суды пришли к выводу о правомерности заявленных требований.
Судами, в частности, установлено, что в первом квартале 2009 года Предприятие приобрело тепловую энергию у ОАО "Кузбассэнерго" на сумму 845 686 489,56 руб., в том числе НДС в сумме 129 003 024, 19 руб.; в этом же периоде заявитель выставил потребителям тепловой энергии, ранее приобретенной у ОАО "Кузбассэнерго", счета - фактуры на сумму 818 985 926, 89 руб., в том числе НДС 124 930 058, 17 руб.; разница в стоимости приобретенной и реализованной тепловой энергии в размере 26 700 553, 01 руб., в том числе НДС 4 072 966 руб., приходится на льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителем в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Судами установлено, что постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 21.12.2007 N 201 "О бюджете города Кемерово на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что субсидии указанным в этом постановлении лицам предоставляются в случаях, связанных с возмещением затрат организациям, предоставляющим населению жилищные услуги, услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
В соответствии с указанным постановлением Администрация города Кемерово распоряжением от 07.04.2008 N 1375 утвердила Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек (далее - Порядок).
Право на получение субсидий согласно указанному Порядку имеют ресурсоснабжающие организации, поставляющие коммунальные ресурсы управляющим организациям, объединениям собственников жилья в многоквартирных жилых домах; целью предоставления субсидий является возмещение затрат, не покрываемых платежами населения за предоставленные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги организациям, осуществляющим производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.5 Порядка).
Исследуя в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе документы, подтверждающие образование убытков в виде разницы стоимости приобретенной и реализованной исполнителям коммунальных услуг тепловой энергии, суды установили, что между Предприятием и Администрацией г. Кемерово заключен договор от 23.01.2009 N 5, в соответствии с пунктом 3.2 которого Администрация г. Кемерово возмещает Предприятию расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг путем перечисления субвенций на расчетный счет заявителя в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств; доказательств выделения заявителю бюджетных средств для компенсации стоимости оказанных льготным категориям граждан жилищно-коммунальных услуг в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правильному выводу, что в данном случае денежные средства, полученные заявителем из бюджета, выделялись не на оплату подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, поэтому эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Довод налогового органа о том, что реализация тепловой энергии происходила физическим лицам через жилищно-коммунальные организации, а не непосредственно гражданам, имеющим льготы, был предметом рассмотрения судов обеих инстанций1 и правомерно отклонен, поскольку данное обстоятельство не исключает возможность применения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не изменяет характер и целевое назначение денежных средств, полученных из бюджета в качестве субсидий (без НДС).
Судом кассационной инстанции не принимаются доводы заявителя жалобы со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий включение в налоговую базу сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку, как правильно указано судами, поставка тепловой энергии гражданам, пользующимися льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные Предприятием денежные средства не представляют собой плату за тепловую энергию; данные денежные средства также не связаны с финансовой помощью либо с пополнением фондов специального назначения или увеличением доходов.
В связи с вышеизложенным правильным является вывод судов о правомерном невключении полученных Предприятием субсидий в налогооблагаемую базу по НДС, а также вывод судов об обоснованном применении налогоплательщиком вычетов по НДС, поскольку каких-либо ограничений по возмещению НДС организациями, реализующими услуги по регулируемым ценам и получающим в связи с этим субсидии главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено; заявитель вправе осуществлять вычет по НДС на общих основаниях в соответствии с требованиями статей 171, 176 Кодекса.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы арбитражных судов.
Кассационная инстанция считает, что арбитражными судами были полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11255/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
О.И. Антипина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом кассационной инстанции не принимаются доводы заявителя жалобы со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий включение в налоговую базу сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку, как правильно указано судами, поставка тепловой энергии гражданам, пользующимися льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные Предприятием денежные средства не представляют собой плату за тепловую энергию; данные денежные средства также не связаны с финансовой помощью либо с пополнением фондов специального назначения или увеличением доходов.
В связи с вышеизложенным правильным является вывод судов о правомерном невключении полученных Предприятием субсидий в налогооблагаемую базу по НДС, а также вывод судов об обоснованном применении налогоплательщиком вычетов по НДС, поскольку каких-либо ограничений по возмещению НДС организациями, реализующими услуги по регулируемым ценам и получающим в связи с этим субсидии главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено; заявитель вправе осуществлять вычет по НДС на общих основаниях в соответствии с требованиями статей 171, 176 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2011 г. N Ф04-2416/11 по делу N А27-11255/2010