Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В., Мелихова Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омскспецстрой" (заявителя) на решение от 02.12.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 21.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н.) по делу N А46-5533/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омскспецстрой" (ИНН 5505000675, ОГРН 1025501180968) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (ИНН 4207012377, ОГРН 1045504038524), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата", при участии третьих лиц: федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", администрации города Омска, об исправлении кадастровой ошибки.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омскспецстрой" (далее - ООО "Омскспецстрой") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости), правопредшественнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра), об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 55:36:17 02 01:1 площадью 21 800 мI, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6-я Ленинградская, 1, заменив с 27.12.2007 стоимость названного земельного участка с суммы 67 716 686 руб. на сумму 9 230 120 руб. и удельный показатель с размера 3 106 руб. 27 коп. на размер 423 руб. 40 коп. за 1 мI;
- с кадастровым номером 55:36:17 02 01:5 площадью 1 422 мI, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6-я Ленинградская, 1, заменив с 27.12.2007 стоимость названного земельного участка с суммы 4 380 499 руб. 44 коп. на сумму 607 108 руб. 68 коп. и удельный показатель с размера 3 080 руб. 52 коп. на размер 426 руб. 94 коп. за 1 мI.
Заявление в суд основано на положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённом приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и мотивировано тем, что в отчёте N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земель населённых пунктов муниципального образования город Омск по состоянию на 01.01.2007" при применении экспоненциальной модели допущена математическая ошибка.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены: федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), администрация города Омска (далее - администрация).
Решением от 02.12.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано за их необоснованностью.
В кассационной жалобе ООО "Омскспецстрой" просит отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении его требований.
По мнению заявителя, исправление кадастровой ошибки является самостоятельным способом защиты нарушенных прав и не требует от суда признания отчёта об оценке незаконным, а нормативно-правового акта - недействующим.
При этом заявитель полагает, что определение величины кадастровой стоимости земельных участков обязательно именно при внесении сведений в государственный кадастр о кадастровой стоимости земельных участков для применения в целях налогообложения и иных целях, поэтому считает основополагающими те сведения, которые содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Ссылается на необоснованное отклонение его ходатайства о проведении математической экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
ООО "Омскспецстрой", Управление Россрееста, ФГУП "ФКЦ "Земля", администрация о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Заявленное ООО "Омскспецстрой" ходатайство о приостановлении кассационного производства по причине передачи аналогичного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отклонено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Омскспецстрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:5, площадью 1 422 мI, находящегося по вышеуказанному адресу, который предоставлен заявителю для общественно-деловых целей под здание, (свидетельство о государственной регистрации права N 142454 от 21.01.2010).
Заявитель также имеет на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 02 01:1 площадью 21 800 мI, предоставленный для производственных целей под строения (договор аренды N Д-Л-14-6383 от 15.09.2006).
Согласно выпискам из кадастровых паспортов N 39108-2499 и N 39108-2500от 18.03.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:1, составляющая 67 716 686 руб., определена с учётом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 106 руб. 27 коп. за 1 мI; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:5, составляющая 4 380 499 руб. 44 коп., определена с учётом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 080 руб. 52 коп. за 1 мI.
Ссылаясь на наличие математической ошибки при расчёте кадастровой стоимости спорных земельных участков, ООО "Омскспецстрой" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суды пришли к выводу о недоказанности заявителем кадастровой ошибки и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
- воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённом приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учёта при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Между тем, как установили суды, оспариваемые заявителем сведения внесены заинтересованным лицом в государственный кадастр недвижимости не на основании перечисленных в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости и Порядке документов, а на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п), которым утверждены удельный показатель земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:1 в размере 3 106 руб. 27 коп. и кадастровая стоимость в сумме 67 716 686 руб., а также земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:5 в размере 3 080 руб. 52 коп. и кадастровая стоимость в сумме 4 380 499 руб. 44 коп.
Помимо указанного суды пришли к выводу, что установление наличия или отсутствия ошибки в отчёте N 05-09/02, составленным Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля", в отрыве от оценки соответствующих действий государственных органов при выполнении функции по проведению государственной кадастровой оценки земель и проверки достоверности оценки невозможно.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:17 02 01:1, 55:36:17 02 01:5, внесённые в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям, утверждённым вышеупомянутыми нормативными актами Правительства Омской области, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что кадастровая ошибка в сведениях указанных земельных участков отсутствует.
Таким образом, судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства.
Доводы, приведённые в кассационной жалобе, были проверены судами и, по существу, направлены на переоценку доказательств. В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделён.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, не установлено. С учётом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.12.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5533/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Между тем, как установили суды, оспариваемые заявителем сведения внесены заинтересованным лицом в государственный кадастр недвижимости не на основании перечисленных в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости и Порядке документов, а на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п), которым утверждены удельный показатель земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:1 в размере 3 106 руб. 27 коп. и кадастровая стоимость в сумме 67 716 686 руб., а также земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 02 01:5 в размере 3 080 руб. 52 коп. и кадастровая стоимость в сумме 4 380 499 руб. 44 коп.
...
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 мая 2011 г. N Ф04-2654/11 по делу N А46-5533/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12167/11
06.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12167/11
23.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2654/11
21.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-55/2011