Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Новоселова В.И., Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "Синюха" на решение от 16.11.2010 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Масалова А.Н.) и постановление от 21.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А02-1260/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "Синюха" (ИНН 0408009024, ОГРН 1030400669936) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН 2225065191, ОГРН 1042202274036) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Артель старателей "Синюха" (далее - ООО АС "Синюха", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.09.2010 N Н-296в о назначении административного наказания.
Решением от 16.11.2010 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебных актов суды исходили из доказанности состава и события вменяемого административного правонарушения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Обществу выдана лицензия серии ГОА N 00210 БР на право пользования недрами со сроком окончания ее действия 15.03.2012.
Согласно пункту 4.11 лицензионного договора владелец лицензии обязан производить разработку россыпи в замкнутом цикле водоснабжения, без применения ртути и других токсичных сорбентов.
В ходе проверки соблюдения законодательства при пользовании водным объектом - река Ашпанак в Чойском районе, проведенной Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Алтай, установлено, что Общество осуществляет пользование недрами с нарушением пункта 4.11 лицензионного договора к лицензии ГОА N 00210 БР и лицензии ГОА N 00076 ТРДИХ на пользование поверхностным водным объектом.
Выявленные нарушения выразились в том, что в нижней части участка реки Ашпанак, предоставленного ООО АС "Синюха" для добычи россыпного золота, расположена база, выше последовательно расположены прудки-отстойники, разгороженные дамбами, в верхней части участка расположен промприбор с технологическим комплексом для забора воды и насосом, работающим на дизельном топливе, руслоотводная канава на момент проверки не функционировала и в большей своей части загорожена навалами пород с помощью бульдозера, весь сток реки Ашпанак заведен в первый отстойник, далее река проходит через все отстойники через прорывы в дамбах.
По результатам проверки исполняющим обязанности Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокуратура Республики Алтай составлен акт от 07.09.2010, вынесено постановление от 08.09.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки направлены для рассмотрения в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
На основании материалов проверки Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай вынесено постановление от 16.09.2010 N Н-296в о назначении административного наказания, которым ООО АС "Синюха" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и о соблюдении процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Согласно Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) выполнение условий, оговоренных в лицензии, является обязанностью пользователя недр.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Факт невыполнения ООО АС "Синюха" пункта 4.11 лицензионного договора к лицензии ГОА N 00210 БР подтвержден материалами дела, судами установлен и Обществом не оспаривается.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суды установили наличие вины Общества в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО АС "Синюха" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Доводы Общества о неправомерности проведения проверки исполняющим обязанности Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокуратура Республики Алтай и принятия оспариваемого постановления Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Из содержания пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статей 24.6, 25.11, 28.4 КоАП РФ следует, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о выявленном им административном правонарушении с принятием соответствующего постановления.
Суды правильно указали, что прокурор действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства.
В силу части 1 статьи 23.22 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный геологический контроль.
Согласно пункту 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (органом государственного геологического контроля) и ее территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами.
Таким образом, ссылки Общества о принятии оспариваемого постановления неуполномоченным лицом правомерно признаны судами необоснованными.
Суды также отметили, что оспариваемое постановление вынесено в присутствии генерального директора Общества, в пределах срока давности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.11.2010 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 21.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1260/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
В.И. Новоселов |
|
Т.Я. Шабалкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суды установили наличие вины Общества в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО АС "Синюха" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Из содержания пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статей 24.6, 25.11, 28.4 КоАП РФ следует, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о выявленном им административном правонарушении с принятием соответствующего постановления.
Суды правильно указали, что прокурор действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства.
В силу части 1 статьи 23.22 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный геологический контроль.
Согласно пункту 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (органом государственного геологического контроля) и ее территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2011 г. N Ф04-2141/11 по делу N А02-1260/2010