Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Григорьева Д.В., Коробейниковой О.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" (истец) на решение от 24.11.2010 (судья Авдеева Я.В.) Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.02.2011 (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8825/2010 по иску Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" (ИНН 7202013527, ОГРН 1027200869629) к индивидуальному предпринимателю Курбановой Махире Аскер-Кызы (ИНН 722400094601, ОГРН 305720304400301) о взыскании 33 788 рублей.
В заседании принял участие представитель ТМУП "Рынок" Карелин В.В. по доверенности от 01.04.2011.
Суд установил:
Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Рынок" (далее - ТМУП "Рынок") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к индивидуальному предпринимателю Курбановой Махире Аскер-Кызы о взыскании 33 788 рублей задолженности по арендной плате по договорам о предоставлении торгового места от 13.07.2007 N 5.5 и от 01.11.2007 N 5.3/01-11-2007.
Решением от 24.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2011, в удовлетворении иска отказано.
С решением от 24.11.2010 и постановлением от 18.02.2011 не согласилось ТМУП "Рынок", в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель считает, что суды, признав незаключёнными договоры от 13.07.2007 N 5.5 и от 01.11.2007 N 5.3/01-11-2007, вышли за рамки заявленных требований, поскольку такое требование ни одной из сторон не заявлялось. Судами неправильно применены к спорным правоотношениям положения статей 607, 611, 614, Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку деятельность по организации розничного рынка регулируется Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках" (далее - Закон о розничных рынках), а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об оказании услуг.
Представитель заявителя доводы кассационной жалобы в судебном заседании поддержал.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между ТМУП "Рынок" (управляющая рынком компания) и индивидуальным предпринимателем Курбановой Махирой Аскер-Кызы (арендатор) заключены договоры о предоставлении торговых мест от 13.07.2007 N 5.5 и от 01.11.2007 N 5.3/01-11-2007, согласно которым управляющая рынком компания передаёт арендатору во временное пользование торговые места N 5 (5 ряд - палатка), N 3 (5 ряд - палатка), расположенные по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, в соответствии с утверждённой схемой размещения на специализированном непродовольственном розничном рынке для осуществления деятельности по продаже промышленных товаров. Договором установлен срок внесения платежей, при этом порядок осуществления платежей не предусмотрен.
Во исполнение договора вышеуказанное торговые места переданы арендатору по приёмно-сдаточным актам от 13.07.2007 и от 01.11.2007.
Срок действия договоров определён с 13.07.2007 по 13.01.2008 и с 01.11.2007 по 13.01.2008 (пункт 7.1 договоров).
Установив, что у ответчика имеется задолженность по оплате за пользование торговыми местами по договору от 13.07.2007 N 5.5 за период с 13.07.2007 по 29.09.2007, по договору от 01.11.2007 N 5.3/01-11-2007 - с 01.11.2007 по 31.03.2008, ТМУП "Рынок" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении торгового места на розничном рынке не поименован.
В силу статьи 2 Закона о розничных рынках правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне - Законом о розничных рынках, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в Тюменской области постановлениями Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п "Об утверждении порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках" и от 03.04.2007 N 70-п "Об утверждении Требований к торговым местам на розничных рынках Тюменской области" (далее - Требования).
Согласно пунктам 7, 8 статьи 3 Закона о розничных рынках торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведённое управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным управляющей рынком компанией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений (пункт 2 статьи 15 Закона о розничных рынках).
Из материалов дела следует, что предметом договоров от 13.07.2007 N 5.5 и от 01.11.2007 N 5.3/01-11-2007 являются торговые места N 5 (5 ряд - палатка), N 3 (5 ряд - палатка), расположенные по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, в соответствии с утверждённой схемой размещения на специализированном непродовольственном розничном рынке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 Закона о розничных рынках в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном указанным Законом.
Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 5 Требований торговые места должны иметь номер согласно схеме размещения, указание номера торгового места обязательно при заключении договора о предоставлении торгового места. Информация о количестве и расположении торговых мест на рынке размещается на информационном стенде на территории рынка.
Учитывая изложенное, принимая судебные акты, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что подлежащие передаче в аренду торговые места на розничном рынке должны быть определены на схеме размещения торговых мест с указанием номера такого места.
Судами установлено, что из схемы размещения торговых мест на ТМУП "Рынок" "Вещевой рынок центральный" город Тюмень, улица Полевая, 107 невозможно определить, в каком именно месте располагаются указанные торговые места N 5 (5 ряд - палатка), N 3 (5 ряд - палатка), на схеме нумерация торговых мест отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объекта аренды в договорах, что свидетельствует о ничтожности договоров от 13.07.2007 N 5.5 и от 01.11.2007 N 5.3/01-11-2007 как не соответствующих пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п, запрещающих заключение договоров о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Следовательно, арендная плата по ничтожным договорам взысканию не подлежит.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8825/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Лошкомоева |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
|
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Требований торговые места должны иметь номер согласно схеме размещения, указание номера торгового места обязательно при заключении договора о предоставлении торгового места. Информация о количестве и расположении торговых мест на рынке размещается на информационном стенде на территории рынка.
...
Судами установлено, что из схемы размещения торговых мест на ТМУП "Рынок" "Вещевой рынок центральный" город Тюмень, улица Полевая, 107 невозможно определить, в каком именно месте располагаются указанные торговые места N 5 (5 ряд - палатка), N 3 (5 ряд - палатка), на схеме нумерация торговых мест отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал установленным факт ненадлежащей идентификации объекта аренды в договорах, что свидетельствует о ничтожности договоров от 13.07.2007 N 5.5 и от 01.11.2007 N 5.3/01-11-2007 как не соответствующих пункту 9 статьи 15 Закона о розничных рынках и пункту 11 Порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п, запрещающих заключение договоров о предоставлении торговых мест, не предусмотренных схемой размещения торговых мест.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2011 г. N Ф04-2508/11 по делу N А70-8825/2010