Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Бушмелевой Л.В., Шуйской С.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича N Ф04-2610/2011 (8481-А27-21) на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Хайкина С.Н.) N 07АП-813/11 по делу N А27-11395/2010 Арбитражного суда Кемеровской области об оспаривании индивидуальным предпринимателем Стереховым Евгением Анатольевичем (ИНН 420403962389, ОГРНИП 308420403000018) результата государственной кадастровой оценки Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" земельного участка, признании недействительным ненормативного правового акта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованным лицом в деле участвует Коллегия администрации Кемеровской области.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Стерехов Евгений Анатольевич 03.08.2010 обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба Росреестра), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"), уточненным в ходе разбирательства дела, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 770 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101018:283, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра, в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей 12 копеек за 1 кв.метр.
Также заявитель просил признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101018:283 в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей 12 копеек за 1 кв.метр.
Заявитель просил признать незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 770 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101018:283 в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей 12 копеек за 1 кв.метр.
Кроме того, заявитель просил обязать Управление Росреестра и ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей 12 копеек за 1 кв.метр.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
К участию в деле заявитель привлек Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" и Коллегию администрации Кемеровской области.
Решением от 03.12.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 770 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101018:283 в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей за 1 кв.метр.
Также суд признал недействительным пункт 7 решения Федеральной службы Росреестра, оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101018:283 в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей за 1 кв.метр.
Суд признал незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра, которые выразились в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101018:283 площадью 770 кв.метров в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей за 1 кв.метр.
На ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области возложена обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101018:283 в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей.
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверке отчета оценщика органом кадастрового учета.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя Стерехова Е.А.
Суд апелляционной инстанции исходил из законности оспариваемых действий органа кадастрового учета, а также отсутствия нарушения прав и интересов заявителя.
В кассационной жалобе предприниматель Стерехов Е.А. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции в нарушение статей 6, 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 8 пункта 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 по существу не рассмотрел и не проверил достоверность результата кадастровой оценки, а также не оценил выводы суда первой инстанции.
По мнению заявителя, издание Коллегией администрации Кемеровской области постановлений от 27.11.2008 N 519 и 520 не является препятствием для проверки оспариваемых действий и ненормативного акта (решения) на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, чем нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Также заявитель ссылается на отсутствие доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации о земельных участках, доказательств построения статистических моделей, надлежащего контроля за ходом проведения работ, а также надлежащей предварительной и полной проверки отчета, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля".
На этом основании заявитель полагает, что в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральная служба Росреестра, Управление Росреестра и ФГУП "ФКЦ "Земля" не предоставили в суды первой и апелляционной инстанций достаточных сведений об используемых исходных данных, которые позволяли бы, как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о правомерности расчета удельного показателя.
От предпринимателя Стерехова Е.А. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в свое отсутствие и приостановлении кассационного производства до рассмотрения в порядке надзора другого дела N А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области.
Управление Росреестра в отзыве отклонило кассационную жалобу предпринимателя Стерехова Е.А. С учетом утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 результата государственной кадастровой оценки земельного участка, Управление Росреестра полагает, что права и интересы заявителя не нарушены, в том числе не влекут неблагоприятные последствия по уплате земельного налога.
ФГУП "ФКЦ "Земля" направило возражения на кассационную жалобу предпринимателя Стерехова Е.А., в которых указало на невозможность оспаривания собственником земельного участка результата государственной кадастровой оценки вне рамок постановления органа исполнительной власти об его утверждении.
От Федеральной службы Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" и Коллегии администрации Кемеровской области отзывы на кассационную жалобу предпринимателя Стерехова Е.А. не поступили.
Указанные лица извещены о проведения судебного заседания.
Руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения ходатайства предпринимателя Стерехова Е.А. о приостановлении кассационного производства.
Проверив законность судебного акта, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в собственности предпринимателя Стерехова Е.А. находится земельный участок площадью 770 кв.метров с кадастровым N 42:24:0101018:283, расположенный в городе Кемерово по улице Карболитовская, 1/2 (свидетельство о государственной регистрации от 07.04.2009 серия 42 АВ N 952781).
Выписка из государственного кадастра недвижимости от 01.04.2010 содержит сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 4 824 142 рублей 40 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 265 рублей 12 копеек за 1 кв.метр.
Ссылаясь на отчет ООО НПФ "Инком Прайс" от 14.05.2010 N 05/10-10 как независимого оценщика об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 1 315 000 рублей, предприниматель Стерехов Е.А. в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорил достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, акт о его проверке, действия по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с седьмым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Стерехова Е.А., суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответственно, не может быть принято во внимание утверждение заявителя о неполном учете факторов при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решение суда первой инстанции не имеется.
Суду первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выдать исполнительный лист на взыскание оставшейся неоплаченной заявителем государственной пошлины при подаче кассационной жалобы согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А27-11395/2010 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича в доход федерального бюджета Российской Федерации 50 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Стерехова Е.А., суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Суду первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выдать исполнительный лист на взыскание оставшейся неоплаченной заявителем государственной пошлины при подаче кассационной жалобы согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2011 г. N Ф04-2610/11 по делу N А27-11395/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-813/11
10.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-813/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9571/11
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9571/11
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9571/11
27.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2610/11
14.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-813/2011