г. Тюмень |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А46-15075/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А. Перминовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение от 31.01.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 30.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-15075/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Омскводоканал" (643, 644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, 2, ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (643, 644010, Омская область, город Омск, улица Маршала Жукова, 72/1, ИНН 1045507036783, ОГРН 5504097167) о признании незаконным и отмене решения.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (643, 644010, Омская область, город Омск, улица Маршала Жукова, 72/1, ОГРН 1045504038140, ИНН 5504097209).
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Омскводоканал" - Рябикова Н.Г. по доверенности от 27.12.2013 N 15/341 (срок действия до 31.12.2014);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - Борисовская Н.Н. по доверенности от 18.12.2013 N 02-02-04/06097 (срок действия до 31.12.2014);
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Шангина О.А. по доверенности от 03.12.2013 N 01-12/15152 (срок действия до 31.12.2014).
Суд установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - Общество, ОАО "ОмскВодоканал", налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 29.07.2013 N 05-11/162 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - Управление) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 544 092 руб., а также начисления пеней в сумме 233 580 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.02.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает, что материалами дела подтверждается непосредственное подключение ОАО "ОмскВодоканал" спорных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; факт осуществления работ по подключению объектов подтверждается письмами Департамента городской экономической политики Администрации города Омска, заявлениями о выдаче технических условий, актами о присоединении; судами не дана оценка доводам и дополнительным доказательствам Инспекции, свидетельствующим о подключении ОАО "ОмскВодоканал" спорных объектов к сетям водоснабжения и канализации; суды неправильно применили подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего оказанные услуги по подключению объектов капитального строительства не признаны объектом налогообложения НДС; суды сделали неверный вывод о наличии присоединения к сетям при фактическом подключении.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Инспекции несостоятельными, а решение и постановление - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Управление в своем отзыве на жалобу Инспекции поддерживает приведенные в кассационной жалобе доводы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзывов, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "ОмскВодоканал" по вопросам полноты и правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, водного налога и налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.06.2013N 38 и принято решение от 29.07.2013 N 05-11/162 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 517 592 руб. за 2009 год и 265 165 руб. за 2010 год, по НДС - в размере 184 041 руб. за 4 квартал 2009 года и 133 404 руб. за 2 квартал 2010 года.
Кроме того, ОАО "ОмскВодоканал" доначислено 14 358 046 руб. налогов, в том числе НДС в размере 4 276 239 руб. за 4 квартал 2009 года и 2 254 246 руб. за 2 квартал 2010 года, а также 807 764 руб. пени за несвоевременную уплату налога.
Решением Управления от 11.11.2013 N 16-19/13997 оспариваемое решение налогового органа отменено в части доначисления НДС за 4 квартал 2009 года в размере 2 652 350 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 898 565,7 руб., начисления пеней по НДС в части отмененной суммы доначисленного налога.
Полагая, что доначисление НДС неправомерно в связи с ошибочным выводом Инспекции об оказании на безвозмездной основе услуг по подключению капитального строительства к соответствующим сетям водоснабжения и канализации, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным частично ненормативного акта налогового органа как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы налогоплательщика.
Основанием для доначисления НДС и пени послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, услуги по подключению жилых домов по адресу: г. Омск, пр. Комарова, 9 корп. 2; г. Омск ул. 27-я Северная, 44, не были включены налогоплательщиком в налоговую базу по НДС за 4 квартал 2009 года и 4 квартал 2010 года, соответственно; с указанных услуг по подключению объектов в нарушение статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком НДС не исчислен и не уплачен.
Суды, удовлетворяя заявленные Обществом требования, руководствуясь положениями статей 39, 146 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, которым утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 580, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, которым утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу, что действующее законодательство предусматривает внесение платы за подключение в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения требуется создание или реконструкция таких сетей и (или) проведение мероприятий по увеличению мощности сетей; налоговый орган не собрал безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что при подключении спорных объектов требовалось проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей; инвестиционной программой ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года предусмотрены общие мероприятия, финансирование мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности конкретных спорных объектов в данной программе не установлено.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила N 360).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 360 определяют порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим к систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло -, газо-, водоснабжение и очистку сточных вод.
Пунктом 12 Правил N 360 определены существенные условия договора о подключении, к числу которых относится размер платы за подключение и порядок ее внесения (подпункты г) и д)).
С 1 января 2006 года плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения определяется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Пунктом 15 Правил N 360 плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включается.
Указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, либо в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон возлагается обязанность по их выполнению. В случае если выполнение этих работ возложено на исполнителя, размер платы за эти работы определяется соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 также утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, критерии определения возможности подключения.
Таким образом, суды верно указали, что по смыслу приведенных выше норм права законодатель разграничивает понятия подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к соответствующим сетям, которое проводятся в случае, когда требуется создание или реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения при подключении объекта капитального строительства к указанным сетям, а также понятие присоединения, которое предполагает отсутствие необходимости в проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети.
Из содержания пункта 14 Правил N 360 следует, что возникновение у заказчика обязательства по внесению платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения зависит от необходимости реализации мероприятий, установленных в Инвестиционной программе, по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства либо, при отсутствии в утвержденной Инвестиционной программе исполнителя таких мероприятий, от несения исполнителем расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается:
- надлежащих доказательств осуществления работ по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей материалы дела не содержат;
- из документов по жилому дому по пр. Комарова, 9 корп. 2, следует, что ОАО "ОмскВодоканал" не только не осуществлял работы по подключению, но даже присоединение осуществлено не к сетям заявителя, а к ведомственным сетям, что подтверждается условиями подключения дома.
В обоснование правомерности принятого решения, Инспекция ссылается на обстоятельства, установленные в ходе проверки:
- между Администрацией города Омска и ОАО "ОмскВодоканал" заключен договор от 06.06.2008 N 148-08 о реализации инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Омска на период до 2015 года;
- пунктом 11.7 указанного договора установлено, что на основании письменного обращения Департамента городской экономической политики Администрации города Омска подключение к системам водоснабжения и водоотведения муниципальных учреждений, организаций социально-бюджетной сферы города Омска осуществляется на безвозмездной основе;
- ОАО "ОмскВодоканал" в 2009-2010 годах осуществляло подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на основе писем Департамента городской экономической политики Администрации города Омска на безвозмездной основе;
- по объекту, расположенному по адресу пр. Комарова 9/2, имеются письмо Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска от 06.10.2010 N 11-04/13166, в котором содержится просьба о подключении объекта, расположенного по проспекту Комарова 9, корпус 2, с объемом потребления 102 куб.м/сутки к системам водоснабжения и водоотведения на безвозмездной основе; заявление ЗАО "СФ "Стройподряд-Плюс" от 04.06.2010 N 69, адресованное ОАО "ОмскВодоканал" о выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение; технические условия от 21.06.2010 N 2-1/1038, выданные ОАО "ОмскВодоканал" по письму от 04.06.2010 N 69 ЗАО "СФ "Стройподряд Плюс", акт о присоединении к действующим сетям водоснабжения и канализации жилого дома по пр. Комарова, 9 корп. 2 от 25.11.2010, подписанный представителями "СФ "Стройподряд-Плюс" и ОАО "ОмскВодоканал";
- по объекту, расположенному по адресу 27 Северная, 44 имеются письмо Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска от 25.09.2009 N 11-04/8956, в котором содержится просьба о подключении объекта, расположенного по улице 27 Северная, 44, с объемом потребления 180 куб.м/сутки на безвозмездной основе к системам водоснабжения и водоотведения; обращение ЗАО "Строительно-монтажный трест N 4" от 01.10.2009 N 06/681, адресованное ОАО "ОмскВодоканал", о выдаче условий подключения вышеуказанного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения; условия подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации от 09.10.2009 N 2-1/1786-09; акты о готовности и приеме в постоянную эксплуатацию вновь построенного водопровода и канализации от 30.12.2009 (подписаны представителями ЗАО "Строительно-монтажный трест N 4" ООО "СФ "Поиск", ООО "ПСК "Транссетьстрой" и ОАО "ОмскВодоканал");
- стоимость работ определена в размере тарифа на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 16.05.2008 N 345-п "Об установлении тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам холодного водоснабжения и водоотведения, тарифов открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения".
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание показания свидетелей Кудрина А.К., Санковой О.П., Овсеенко А.А., Ларенковой О.В., Малеева А.Г., Зимина В.А., Панкратова М.А., Бирюкова А.Е., Шехматова С.А., из которых однозначно не представляется возможным установить, что мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения при подключении спорных объектов проводились, учитывая, что между собственниками объектов и налогоплательщиком договоры о подключении не заключались, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что налоговый орган не собрал безусловных доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей при подключении спорных объектов.
Данные выводы судов кассационной жалобой не опровергнуты.
Доводы Инспекции о том, что поскольку Инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в г. Омске на период до 2015 года содержит мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения новых потребителей всего города Омска и, в том числе, сетей потребителей, к которым подключены дома, расположенные по адресам: жилой дом по адресу г. Омск пр. Комарова, 9, корп.2 и жилой дом со встроенной школой искусств по адресу г. Омск, ул. 27-я Северная, 44, следовательно, ОАО "ОмскВодоканал", по мнению налогового органа, должно было взимать плату за подключение вышеуказанных домов, отклонен судами обеих инстанций, поскольку ни в одном из документов, имеющихся в материалах дела, нет сведений о необходимости увеличения мощности для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения конкретных спорных объектов капитального строительства, либо о том, что требуется создание (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает недоказанным вывод Инспекции о возникновении у Общества объекта налогообложения в виде услуг по договору о подключении и налоговой базы, исходя из тарифа на подключение.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанции и установленные по делу обстоятельства, Инспекция не представила.
По существу доводы, изложенные в кассационной жалобе, и несогласие Инспекции с оценкой доказательств, сводятся к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств. В силу требований статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные полномочия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 31.01.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 по делу N А46-15075/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 также утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, критерии определения возможности подключения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2014 г. N Ф04-7571/14 по делу N А46-15075/2013