г. Тюмень |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А75-10603/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Алексеевой Н.А.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 07.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Глухих А.Н., Веревкин А.В., Зиновьева Т.А.) по делу N А75-10603/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) к открытому акционерному обществу "РН-Няганьнефтегаз" (628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Сибирская, 10, корпус 1, ИНН 8610010727, ОГРН 1028601496725) о взыскании ущерба, причинённого окружающей среде.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "РН-Няганьнефтегаз" (далее - ОАО "РН-Няганьнефтегаз", ответчик) о взыскании 618 000 руб. ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением от 03.12.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) исковые требования удовлетворены, с ОАО "РН-Няганьнефтегаз" в пользу Управления Росприроднадзора взысканы 618 000 руб. в счет возмещения ущерба.
Постановлением от 07.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Управления Росприроднадзора отказано.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 07.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 03.12.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По мнению Управления Росприроднадзора, суд апелляционной инстанции сделал необоснованный вывод об отсутствии у истца полномочий на предъявление исковых требований о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства об охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РН-Няганьнефтегаз", соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый истцом судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в результате разгерметизации разведочной скважины Р-87, находящейся на балансе ответчика, на территории Талинской площади Таллинского лицензионного участка в квартале 180 выдел 77, произошло загрязнение нефтепродуктами земельного участка площадью около 206 кв. м.
Согласно результатам количественного химического анализа проб почв, отобранных 23.07.2012, допустимый уровень по нефтепродуктам превышен в точках отбора: Т-1 в 1346,6 раза, Т-2 более чем в 2000 раз, Т-3 в 795,8 раз.
Поскольку претензия истца от 02.10.2012 N 02-1/7809, в которой предлагалось в добровольном порядке в течение 30 дней оплатить причиненный почве ущерб, оставлена ответчиком без удовлетворения, Управление Росприроднадзора обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "РН-Няганьнефтегаз" является владельцем источника повышенной опасности (опасного производственного объекта - нефтепровода) и в силу статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" несет ответственность за вред, причиненный почве на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у Управления Росприроднадзора полномочий для взыскания вреда, причиненного почве на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 N 421, названное Управление осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный земельный контроль в пределах своих полномочий.
Пунктом 5.9 названного Положения Управлению Росприроднадзора для осуществления своих полномочий предоставлено право заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Между тем истцом не представлены суду доказательства, что земли лесного участка, на котором установлено загрязнение, относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, а выпиской из государственного лесного реестра подтверждается и сторонами не оспаривается, что загрязненный участок принадлежит к землям лесного фонда.
Из содержания статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, пунктов 1, 5.3.3, 5.9 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п, следует, что данная Служба осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда и предъявляет иски о его возмещении.
Следовательно, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у истца полномочий на предъявление требований о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды на территории земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 07.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10603/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, пунктов 1, 5.3.3, 5.9 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п, следует, что данная Служба осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); определяет размер вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории земель лесного фонда и предъявляет иски о его возмещении."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2014 г. N Ф04-7733/14 по делу N А75-10603/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7733/14
07.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1855/14
31.03.2014 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-10603/12
03.12.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-10603/12