г. Тюмень |
|
9 сентября 2014 г. |
Дело N А46-14721/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска на решение от 03.02.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 30.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-14721/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" (644024, Омская обл., г. Омск, ул. Лермонтова, д. 46, ОГРН 1025500971330, ИНН 5504027931) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Гагарина, д. 32 копр. 1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании недействительным распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19.02.2013 N 170-р в части, а также об обязании внести изменения в чертеж градостроительного плана.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Омь" (далее - ООО "ТФ "Омь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения департамента от 19.02.2013 N 170-р "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89" в части установления на чертеже градостроительного плана земельного участка N RU 55301000-0000000000005873 "береговой линии", которая привела к уменьшению территории участка допустимого размещения объекта капитального строительства для территориальной зоны ОД-1, а также обязании департамент внести изменения в чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 N RU 55301000-0000000000005873, исключив прохождение "береговой линии" из границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89.
Решением от 03.02.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены ввиду незаконности распоряжения в оспариваемой части.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, на чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 15:89 нанесена береговая линия реки Иртыш и прибрежная защитная полоса, координаты которой определены в соответствии с проектом. Градостроительный план земельного участка является документом, в котором зафиксирована информация о конкретном земельном участке, который сам по себе не устанавливает каких-либо ограничений, а является составной частью утвержденной градостроительной документации. Суды не учли, что департамент действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с положениями действующего законодательства.
Судами не дана оценка доводам заинтересованного лица о пропуске заявителем установленного статьей 198 АПК РФ срока на обжалование распоряжения.
В отзыве общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ТФ "Омь" на праве собственности принадлежит здание лодочной спасательной станции, расположенное по адресу: Омская область, город Омск, ЦАО, Набережная Тухачевского, д. 1, и земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089 площадью 0,1382 га, на котором расположено указанное выше здание лодочной станции. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:0089 был поставлен на кадастровый учет 24.06.2005 с разрешенным использованием "для общественно-деловых целей".
Департаментом архитектуры и градостроительства был утвержден распоряжением от 19.02.2013 N 170-р и выдан ООО "ТФ "Омь" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089, из содержания которого следует, что территория земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 делится береговой линией реки Иртыш.
По обращению ООО "ТФ "Омь" ФГБОУ "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина" был подготовлен научно исследовательский отчет определения местоположения береговой линии и береговой полосы правобережной части реки Иртыш в районе принадлежащего ООО "ТФ "Омь" земельного участка. Из данного отчета следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 береговая линия реки Иртыш не проходит.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 06.05.2013 исх-13/МПР-1874 и подготовленный на основании его рекомендаций отчет были предоставлены в департамент для уточнения границ береговой линии в градостроительном плане.
Согласно ответу департамента от 24.09.2013 N 06/11062 необходимо изменить береговую линию, утвержденную распоряжением министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от 10.12.2010 N 287-р.
Полагая, что распоряжение департамента от 19.02.2013 N 170-р об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:0089 не соответствует действующему законодательству и нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя, ООО "ТФ "Омь" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 АПК ПРФ, разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходя из положений статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), установив, что в отчете, подготовленном на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" и согласно государственному контракту на организацию и выполнение мероприятия "Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Иртыш и Омь в границах города Омска" от 17.09.2010 N 287-ГК, в разделе 4 описаны границы водоохранной зоны, но невозможно установить прохождение береговой линии по спорному земельному участку, признал требования ООО "ТФ "Омь" подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Судебная коллегия, отклоняя доводы жалобы, исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Заявитель оспаривает распоряжение департамента в части установления на чертеже градостроительного плана земельного участка "береговой линии".
Как верно установлено судами, из содержания градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:89 N RU 55301000-0000000000005873 следует вывод о расположении земельного участка в водоохранной зоне реки Иртыш со ссылкой на распоряжение от 10.12.2010 N 287-р министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской "Об утверждении мероприятия "Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Иртыш и Омь в границах города Омска".
В соответствии со статьей 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 18 статьи 65 ВК РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" определен порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной (часть 3 статьи 65 ВК РФ).
Согласно части 11 статьи 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Частью 14 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что на территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области и государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" был заключен государственный контракт на организацию и выполнение мероприятия "Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Иртыш и Омь в границах г. Омска" от 17.09.2010 N 287-ГК. Для выполнения данного мероприятия разработано техническое задание. Выполнение задания проводилось согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17.
В материалах дела имеется отчет государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" об определении границ водоохранных и прибрежных полос рек Иртыш и Омь в границах г. Омска. В разделе 4 отчета описаны границы водоохранной зоны.
Частью 1 статьи 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив указанный отчет по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что прохождение береговой линии реки Иртыш в границах земельного участка с кадастровым номер 55:36:040115:0089 при ознакомлении с указанным разделом определить невозможно. Кроме того, данное обстоятельство следует также из письма Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 06.05.2013 N исх-13/МПР-1874. Иное в нарушение положений статьи 65 АПК РФ департамент не доказал.
Таким образом, учитывая изложенное, суды правомерно признали незаконным распоряжение департамента в оспариваемой части.
Доводы заинтересованного лица не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.02.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14721/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 11 статьи 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Частью 14 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что на территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области и государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" был заключен государственный контракт на организацию и выполнение мероприятия "Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Иртыш и Омь в границах г. Омска" от 17.09.2010 N 287-ГК. Для выполнения данного мероприятия разработано техническое задание. Выполнение задания проводилось согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2014 г. N Ф04-9480/14 по делу N А46-14721/2013