г. Тюмень |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А67-234/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Финько О.И.,
судей Кадниковой О.В.,
Коробейниковой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску на определение от 09.04.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Маргулис В.Г.) и постановление от 02.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кудряшева Е.В., Фролова Н.Н.) по делу N А67-234/2014, принятые по заявлению Федеральной налоговой службы (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23, ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513) в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634003, г. Томск, пл. Соляная, 5, ИНН 7021022569) о признании общества с ограниченной ответственностью "Центр технологии и торговли" (634009, г. Томск, ул. Пролетарская, 54, ОГРН 1027000764427, ИНН 7014017695) несостоятельным (банкротом).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Соколов Д.А.) в заседании участвовал представитель Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - Абрамян Г.К. по доверенности от 02.12.2013.
Суд установил:
21.01.2014 Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Центр технологии и торговли" (далее - общество "Центр технологии и торговли", должник).
Определением от 09.04.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 02.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по заявлению ФНС России о признании общества "Центр технологии и торговли" несостоятельным (банкротом) прекращено.
В кассационной жалобе уполномоченный орган, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит определение от 09.04.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании общества "Центр технологии и торговли" несостоятельным (банкротом).
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалы дела представлены необходимые доказательства, подтверждающие предусмотренную пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, за счет чего могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве общества "Центр технологии и торговли".
Кроме этого, ФНС России считает, что представленной в материалы дела бухгалтерской отчетностью должника за 2012 год также подтверждается возможность финансирования за счет данных средств процедур, применяемых в деле о его банкротстве.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ФНС России, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФНС России, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании общества "Центр технологии и торговли" несостоятельным (банкротом), указала на наличие у должника задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 26 865 081 руб. 43 коп., из которых 18 243 712 руб. 82 коп. - основной долг, 8 263 210 руб. 61 коп.- пени, 358 158 руб. - штрафы, и неисполнение обязательства по уплате основного долга в вышеуказанном размере в течение более трех месяцев с момента наступления даты его исполнения.
Прекращая производство по делу о признании общества "Центр технологии и торговли" несостоятельным (банкротом), суд первой инстанции руководствовался абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве и исходил из отсутствия у должника какого-либо имущества и доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы ФНС России относительно возможности финансирования процедур банкротства общества "Центр технологии и торговли" за счет привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно абзацу восьмому пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве.
Указанное основание прекращения производства по делу о банкротстве может быть применено судом по своей инициативе (пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. В качестве таких доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности.
Правильно применив к спорным правоотношениям перечисленные нормы права и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о необходимости прекращения производства по заявлению ФНС России о признании общества "Центр технологии и торговли" несостоятельным (банкротом) ввиду отсутствия у должника имущества, за счет которого будет произведено финансирование процедур банкротства, и отсутствия вероятности обнаружения данного имущества у должника.
При этом суды обеих инстанций обоснованно указали, что в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ уполномоченным органом не представлено доказательств, подтверждающих реальную возможность поступления денежных средств в конкурсную массу в результате привлечения конкретных контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам последнего.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что представленный в материалы дела бухгалтерский баланс не может служить доказательством вероятности обнаружения имущества должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, поскольку он составляется на определенную дату и его достоверность подлежит подтверждению первичными документами.
Вместе с тем, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, доказательств фактического наличия у должника основных средств, дебиторской задолженности, реальности ее взыскания в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых определения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 09.04.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-234/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.И. Финько |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. В качестве таких доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2014 г. N Ф04-7700/14 по делу N А67-234/2014