г. Тюмень |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А67-7259/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Перминовой Ю.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 01.04.2014 (судья Воронина С.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 (судьи Киреева О.Ю., Захарчук Е.И., Нагишева О.Б.) по делу N А67-7259/2013 по иску Департамента лесного хозяйства Томской области (634041, Томская область, г. Томск, пр-кт Кирова, д. 41, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (634570, Томская область, р-н Томский, с. Богашево, ул. Советская, д. 6, ИНН 7014044522, ОГРН 1067014000019); муниципальному казенному предприятию Томского района "Томресурсы" (634518, Томская область, р-н Томский, с. Рыбалово, ул. Пионерская, д. 1, копр. 1, ИНН 7014050068, ОГРН 1087014001084) о признании отсутствующими прав на земельный участок и обязании уполномоченного органа снять земельный участок с государственного кадастрового учета.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала учреждения по Томской области; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Шукшин В.И.) в заседании участвовали представители: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области Федько А.А. по доверенности N 1 от 09.01.2014; администрации Томского района Ведрова Т.А. по доверенности N 02 - 16/1379 от 30.05.2014.
Суд установил:
Департамент лесного хозяйства Томской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (далее - муниципальное образование "Томский район", администрация), муниципальному казенному предприятию Томского района "Томресурсы" (далее - МКП Томского района "Томресурсы"): о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МКП Томского района "Томресурсы" на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141, площадью 2 661 398 кв. м, с местоположением: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 10; о признании отсутствующим права собственности администрации на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141, площадью 2 661 398 кв. м, с местоположением: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 10 и об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141, площадью 2 661 398 кв. м, с местоположением: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 10.
Определением Арбитражного суда Томской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ ФАУГИ в Томской области, Управление Росимущества в Томской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала учреждения по Томской области (далее - Учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области).
Решением Арбитражного суда Томской области от 01.04.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014, в удовлетворении иска отказано.
ТУ ФАУГИ в Томской области обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение о признании отсутствующим права муниципальной собственности Томского района и права постоянного (бессрочного) пользования МКП Томресурсы на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141.
По его мнению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда являются необоснованными и незаконными, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Заявитель считает необоснованным вывод суда о недоказанности нахождения спорного участка на территории лесничества.
ТУ ФАУГИ в Томской области указывает на неправильное истолкование судом закона.
Заявитель отмечает, что департамент осуществляет правомочия собственника лесного фонда Российской Федерации.
ТУ ФАУГИ в Томской области полагает, что вывод суда о том, что надлежащим истцом по делу является Росимущество, нарушает принцип равенства и соразмерности гражданских прав и обязанностей (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), поскольку, по сути устанавливает, что департамент вправе владеть, пользоваться и распоряжаться лесами, а обязанность по защите указанных прав возлагается на Росимущество.
По мнению заявителя, при вынесении судебных актов по делу судебными инстанциями были неправильно истолкованы полномочия истца, предусмотренные действующим законодательством; основание и цель предъявления иска в суд; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ТУ ФАУГИ в Томской области в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Представитель администрации в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что согласно приказу Рослесхоза N 249 от 11.09.2008 определено число и установлены границы лесничеств Томской области.
Проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 21 лесничество Томской области как на лесные (земельные) участки в порядке, установленном статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В связи с выявленными Томским межрайонным природоохранным прокурором Неверовым Д.В. нарушениями при ведении государственного лесного реестра (ГЛР), которые выразились в не включении в ГЛР сведений о земельном участке Корниловского сельского лесхоза, которые были учтены в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 70:140000000:699, приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 102 от 19.03.2012 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 N 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ" внесены изменения в пункты 17, 18, 19 приложения к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 N 249, изложены в новой редакции.
Соответствующие изменения, которыми земельный участок Корниловского сельского лесхоза Томской области был включен в границы Тимирязевского, Томского и Корниловского лесничества Томской области, Федеральное агентство лесного хозяйства оформило приказом Рослесхоза N 102 от 19.03.2012.
Приказ Рослесхоза N 102 от 19.03.2012 был оспорен в Арбитражном суде города Москвы МО "Томский район".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2013 по делу N А40-83510/2012 в удовлетворении заявления МО "Томский район" о признании недействительным приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 102 от 19.03.2012 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 N 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ" отказано.
Впоследствии Томский межрайонный природоохранный прокурор Неверов Д.В. обратился к департаменту с требованием о принятии мер к восстановлению в судебном порядке права собственности Российской Федерации на земельные участки, оформленные в муниципальную собственность, образованные из земельного участка с кадастровым номером 70:140000000:699, исключению фактов незаконного использования лесов. К обращению приложены перечни земельных участков с указанием их кадастровых номеров, номеров регистрации права муниципальной собственности; в перечне под N 16 указан земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100095:1141, местоположение земельного участка: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 5.
Департамент 30.05.2013 обратился к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области с письмом об исправлении кадастровой ошибки.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 22.04.2013 N 7000/301/13-46515 данные о категории земель как земель лесного фонда внесены в государственный кадастр недвижимости 19.09.2003.
В государственный кадастр недвижимости 01.12.2010 внесены изменения по земельному участку с кадастровым номером 70:14:0300095:1141.
Из выписки государственного лесного реестра, выданной департаментом, следует, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1141 входит в границы земельного участка Корниловского сельского лесхоза с кадастровым номером 70:140000000:699, в его составе имеются площади земель лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации площадью 134,6 га, местоположение которых в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено следующим образом: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, Вершининское лесничество Корниловского сельского лесхоза, квартал 69, выделы 1 - 7, 14, 15; местоположение участка с кадастровым номером 76:14:0300095:1141 частично совпадает с местоположением земель лесного фонда.
На запрос департамента 14.06.2013 был получен ответ от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области о том, что кадастровая ошибка, допущенная в отношении категории земель спорного земельного участка, может быть исправлена в соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при поступлении в филиал Учреждения соответствующего акта органа исполнительной власти Томской области либо в порядке исправления кадастровой ошибки в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 10.09.2013 N 01/182/2013-293 право муниципальной собственности муниципального образования "Томский район" зарегистрировано в ЕГРП 13.07.2011, а право постоянного (бессрочного) пользования МКП Томского района "Томресурсы" зарегистрировано в ЕГРП 10.05.2011.
Основанием для проведения государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКП Томского района "Томресурсы" и права собственности муниципального образования "Томский район" согласно справке о содержании правоустанавливающего документа N 01/182/2013-260 от 13.09.2013, является Постановление Главы администрации Томского района от 01.02.2011 N 108-з.
Истец, ссылаясь на то, что указанные права были зарегистрированы позднее внесения данных о категории земель лесного фонда, нарушают права и законные интересы департамента в сфере иной экономической деятельности и создают препятствия для осуществления экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Кассационная инстанция рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, право на обращение в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, имеет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Томской области, исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим полномочия по распоряжению лесными участками, является Департамент лесного хозяйства Томской области.
В пункте 9 указанного положения предусмотрены функции, которые выполняет департамент для реализации возложенных на него целей и задач.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела, исходя из того, что департаментом не представлено доказательств передачи ему соответствующих полномочий на предъявление иска в защиту права федеральной собственности, учитывая, что рассматриваемый спор не связан с урегулированием лесных правоотношений в пределах осуществляемых департаментом своих полномочий, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 01.04.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу N А67-7259/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На запрос департамента 14.06.2013 был получен ответ от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области о том, что кадастровая ошибка, допущенная в отношении категории земель спорного земельного участка, может быть исправлена в соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при поступлении в филиал Учреждения соответствующего акта органа исполнительной власти Томской области либо в порядке исправления кадастровой ошибки в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре.
...
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, право на обращение в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, имеет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2014 г. N Ф04-9525/14 по делу N А67-7259/2013