г. Тюмень |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А45-24341/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) на решение от 07.04.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 26.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А45-24341/2013 по заявлению Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (630132, Новосибирская область, г.Новосибирск, ул.Сибирская, 54/1, ОГРН 1025403197907, ИНН 5406023745) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области Консультативно-диагностическая поликлиника N 2 (630090, Новосибирская область, г.Новосибирск, Морской проспект, 25, ОГРН 1025403641746, ИНН 5408183913) о взыскании расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности в размере 9 383,97 руб.
Суд установил:
Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Консультативно - диагностическая поликлиника N 2" (далее - Учреждение) о взыскании расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности в размере 9 383,97 руб.
Решением от 07.04.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неприменение судами пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пункта 68 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности", статей 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает доводы Фонда несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в апреле 2013 года Фондом проведена проверка в отношении Учреждения на предмет соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, а также по вопросам организации учета и хранения бланков листков нетрудоспособности.
По результатам проверки были установлены случаи выдачи листков нетрудоспособности с нарушениями действующего законодательства, а именно:
1. Листок нетрудоспособности 016 526 554 551 на имя Бондаря Александра Алексеевича выдан на общий период с 18.01.2012 по 03.02.2012 в нарушение части 2, 3 статьи 59 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на 16 дней врачом единолично без решения врачебной комиссии.
На основании листка нетрудоспособности Бондарю А.А. было начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 14 367,92 рублей. Возмещению подлежит сумма в размере 1 026,28 рублей.
2. Листок нетрудоспособности 028 289 512 717 на имя Кравцовой Ольги Николаевны выдан на общий период с 28.02.2012 по 05.03.2012 (на время болезни ее сына Герасимова Богдана Дмитриевича). На приеме 02.03.2012 листок нетрудоспособности продлен с 03.03.2012 по 05.03.2012 в нарушение пункта 5 приказа N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" - записи в амбулаторной карте о состоянии здоровья Герасимова Богдана не обосновывают необходимость освобождения от работы Кравцовой О.Н. на период с 03.03.2012 по 05.03.2012.
На основании листка нетрудоспособности Кравцовой О.Н. было начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 2 363,90 рублей. Возмещению подлежит сумма в размере 1 013,10 рублей.
3. Листок нетрудоспособности 028 292 172 655 на имя Афанасьевой Юлии Владимировны выдан на общий период с 27.03.2012 по 05.04.2012. На приеме 03.04.2012 листок нетрудоспособности продлен в нарушение пункта 5 приказа N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" - без осмотра и записи данных о состоянии здоровья Афанасьевой Ю.В. в амбулаторную карту.
На основании листка нетрудоспособности Афанасьевой Ю.Н. было начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 1 018,71 рублей. Возмещению подлежит сумма в размере 291,06 рублей.
4. Листок нетрудоспособности 028 292 735 241 на имя Афанасьевой Юлии Владимировны выдан на общий период с 06.04.2012 по 18.05.2012 в нарушение пункта 11 приказа N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" - на срок более 15 дней без решения врачебной комиссии (заседания ВК проведены 25.04.2012 и 12.05.2012 - на 17 день).
На основании листка нетрудоспособности Афанасьевой Ю.Н. было начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 3 056,13 рублей. Возмещению подлежит сумма в размере 145,53 рублей.
5. Листок нетрудоспособности 060 007 691 716 на имя Кочеева Алексея Андреевича выдан на общий период с 20.12.2012 по 25.12.2012 в нарушение пункта 5 приказа N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" - записи в амбулаторной карте о состоянии здоровья Кочеева А.А. не обосновывают необходимость освобождения от работы.
На основании листка нетрудоспособности Кочееву А.А. было начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 1 652,82 рублей. Возмещению подлежит сумма в размере 1 652,82 рублей.
6. Листок нетрудоспособности 016 526 401 690 на имя Койновой Ольги Александровны выдан на общий период с 11.01.2012 по 03.02.2012. На осмотре 27.01.2012 листок нетрудоспособности продлен с 28.01.2012 по 03.02.2012 в нарушение пункта 5 приказа N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" - записи в амбулаторной карте Койновой О.А. не обосновывают необходимость освобождения от работы.
На основании листка нетрудоспособности Койновой О.А. было начислено пособие за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 15 765,54 рублей. Возмещению подлежит сумма в размере 5 255,18 рублей.
Таким образом, по мнению заявителя, бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации действиями Учреждения был причинен ущерб в размере 9 383, 97 руб.
Претензия от 01.07.2013 N 09-05/07/2568 Учреждением оставлена без удовлетворения.
Неисполнение претензии в установленный срок послужило основанием для обращения Фонда с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 4.2, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статей 8, 11, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктов 10, 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, исходили из того, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату; при надлежащем исполнении данной обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего- обязательство принять выплаченные суммы к зачету; законодателем предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
Судами установлено, что заявленная Фондом к взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями (организациями-работодателями) за счет средств обязательного социального страхования застрахованным лицам на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных Учреждением с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты Фондом.
Таким образом, суды правильно указали, что в данной ситуации отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком (Фондом) и страхователем (организацией - работодателем), а не между страховщиком и медицинским учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Довод Фонда о том, что страховщик вправе в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ обратиться в суд с иском к медицинскому учреждению о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который обоснованно его отклонил, поскольку, как правильно указал суд, данное обстоятельство не освобождает Фонд от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у Фонда убытков.
Учитывая, что фактов отсутствия страховых случаев как таковых, являющихся основанием для выдачи листков нетрудоспособности, и вследствие этого необоснованности их выдачи либо наличия существенных и неустранимых нарушений при оформлении листков нетрудоспособности Фондом не доказано, суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания с Учреждения в пользу Фонда убытков в спорной сумме и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, основанную на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, регулирующие данные правоотношения и не допущено нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.04.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24341/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 4.2, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статей 8, 11, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктов 10, 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, исходили из того, что обязанность проверки нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату; при надлежащем исполнении данной обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего- обязательство принять выплаченные суммы к зачету; законодателем предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
...
Довод Фонда о том, что страховщик вправе в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ обратиться в суд с иском к медицинскому учреждению о возмещении суммы понесенных расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который обоснованно его отклонил, поскольку, как правильно указал суд, данное обстоятельство не освобождает Фонд от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у Фонда убытков."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2014 г. N Ф04-9276/14 по делу N А45-24341/2013