Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.,
судей Мелихова Н.В., Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2010 (судья Суставова О.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 (судьи Шарова Н.А., Глухих А.Н., Еникеева Л.И.) по делу N А46-12451/2010 по иску Департамента имущественных отношений администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (ИНН 5503077584, ОГРН 1105543000782) о признании права муниципальной собственности.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Суд установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ Росимущества) о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110, площадью 55 кв. метров, местоположение которого в 11 метрах южнее относительно 3-этажного здания с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, проспект Мира, дом 9.
Заявленные требования основаны ссылкой на статьи 12, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и мотивированы расположением на земельном участке с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110 объекта недвижимости (трансформаторной подстанции N 8070), отнесенного к муниципальной собственности; нарушением прав муниципального образования на оформление в собственность земельного участка, в виду зарегистрированного права собственности Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 13.12.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011, иск удовлетворен.
Судебные инстанции исходили из того, что право муниципальной собственности на спорный земельный участок возникло в силу закона.
ТУ Росимущества подало кассационную жалобу, в которой просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества указало на то, что Департаментом имущественных отношений избран ненадлежащий способ защиты права, не доказано нарушение его прав, не представлены доказательства направления предложения о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность. Податель жалобы считает неправомерным вывод суда о признании права муниципальной собственности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Извещенные надлежащим образом о судебном заседании стороны и третье лицо не обеспечили явку своих представителей в заседание суда, однако это не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив по правилам статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов установленным обстоятельствам, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и как установлено судами, по решению Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 245 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска" в муниципальную собственность передана трансформаторная подстанция N 8070, расположенная по адресу: г. Омск, проспект Мира, дом 9.
Названная трансформаторная подстанция внесена в Реестр муниципального имущества города Омска, что подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности от 31.07.2008.
Данный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 27.01.2009, земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3062 общей площадью 17 826,00 кв. метров, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2007 серия 55 АВ N 603829).
Департамент имущественных отношений обратился 01.07.2010 в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110 общей площадью 55 кв. метров.
Управление Росреестра письмом от 30.08.2010 N 25-11-1744 сообщило об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности, ссылаясь на наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права постоянного бессрочного пользования ГОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" на земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3062, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110 с расположенным на нем объектом муниципальной недвижимости в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относится к муниципальной собственности, Департамент имущественных отношений обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, исследовав представленные в дело документы с учетом положений статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов _", статей 1, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и, исходя из доказанности факта нахождения на спорном земельном участке объекта недвижимости муниципальной собственности, пришел к выводу о том, что в силу прямого указания закона земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3110 относится к муниципальной собственности.
Апелляционный суд согласился с обоснованностью выводов суда.
Выводы судов об удовлетворении иска признаются правильными, соответствующими установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом из пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Указанная статья, введенная Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ , является нормой федерального закона. Поэтому с момента ведения в действие данной статьи соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
Положение пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" направлено на реализацию принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, основанного на норме федерального закона, было отказано в связи с наличием зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок, Департамент имущественных отношений обоснованно обратился в арбитражный суд с требованием о признании права на земельный участок.
Суды правомерно удовлетворили заявленный иск, установив нарушенным право муниципального образования город Омск, предусмотренное пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу изложенного доводы ТУ Росимущества об избрании Департаментом имущественных отношений ненадлежащего способа защиты права, о недоказанности нарушения права признаются несостоятельными и во внимание не принимаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях при разрешении спора, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, о несоответствии выводов судов установленным обстоятельствам по делу, а по существу, не опровергая правильность выводов судов, направлены на иную их оценку, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
При проверке материалов дела судом кассационной инстанции не установлено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 по делу N А46-12451/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом из пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Указанная статья, введенная Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ , является нормой федерального закона. Поэтому с момента ведения в действие данной статьи соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности.
Положение пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" направлено на реализацию принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Суды правомерно удовлетворили заявленный иск, установив нарушенным право муниципального образования город Омск, предусмотренное пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2011 г. N Ф04-2835/11 по делу N А46-12451/2010