Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омское" на решение от 07.12.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 21.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рябухина Н.А., Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М.) по делу N А46-8048/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Омское" (ИНН 5508000296, ОГРН 1025500982539) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) об исправлении кадастровой ошибки.
Другие лица, участвующие в деле: Правительство Омской области, администрация города Омска, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омское" (далее - ОАО "Омское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - управление), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Омской области) об исправлении с 25.07.2008 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3143, обязав ФГУ "ЗКП" по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 6 767 236 руб. 14 коп. на 329 848 руб. 68 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка с 5197 руб. 57 коп. на 253 руб. 34 коп.; об исправлении с 25.07.2008 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3147, обязав ФГУ "ЗКП" по Омской области заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 63 602 664 руб. 09 коп. на 3 100 121 руб. 58 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка с 5 197 руб. 57 коп. на 253 руб. 34 коп. (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля"), администрация города Омска, Правительство Омской области.
Решением от 07.12.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Омское" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: исправление кадастровой ошибки в судебном порядке является самостоятельным способом защиты нарушенных прав заявителя и не требует от суда признания отчета об оценке незаконным или недействующим нормативно-правового акта; судом первой инстанции необоснованно было отклонено ходатайство общества о назначении математической экспертизы; правообладатель земельного участка вправе осуществить проверку правильности расчета кадастровой стоимости земельного участка, при этом применение специального программного продукта для осуществления проверки правильности расчетов по конкретным земельным участкам не требуется.
ОАО "Омское" заявило ходатайство о приостановлении производства по делу по причине передачи аналогичного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Суд кассационной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, отказал в его удовлетворении, поскольку в силу статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность суда приостановить производство по делу должна быть обусловлена объективной невозможностью рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения дела, рассматриваемого иным судом, однако заявитель не указал, в чем состоит невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения дела в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омское" является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3143, расположенного относительно здания конторы с пристроями, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, улица Панфилова, дом 5 (литера А, А1, А2, А3, А4, А5), а также земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3147, расположенного относительно здания цеха фасовки сыпучих товаров, имеющего почтовый адрес: город Омск, Октябрьский административный округ, улица Панфилова, дом 5 (литера Л).
Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" по состоянию на 01.01.2007 проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования город Омск.
По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" составлен отчет N 05-09/02, на основании которого Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:090205.
Судом первой инстанции установлено, что государственная кадастровая оценка земель города Омска проводилась в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель города Омска в 2007 году перечень земельных участков, подлежащих оценке, был сформирован по состоянию на 01.01.2007.
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090205:3143, 55:36:090205:3147 сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2008 году, то есть после формирования перечня земельных участков, подлежащих оценке, и, соответственно, в проводимой в 2007 году государственной кадастровой оценке земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, не участвовали.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3143 составляет 6 767 236 руб. 14 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 197 руб. 57 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3147 составляет 63 602 664 руб. 09 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 197 руб. 57 коп.
Полагая, что при расчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости земли по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:090205, а следовательно, и при расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:3143, 55:36:090205:3147 была допущена ошибка в связи с неправильным применением формулы статистически значимой экспоненциальной модели, ОАО "Омское" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об исправлении с 25.07.2008 кадастровой ошибки.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков и их кадастровой стоимости внесены в ГКН на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которое не отменено и не признано недействующим в установленном законом порядке, что исключает кадастровую ошибку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
- воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённом приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учёта при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Между тем, как установили суды, оспариваемые заявителем сведения внесены управлением в государственный кадастр недвижимости не на основании перечисленных в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости и Порядке документов, а на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090205:3143, 55:36:090205:3147, внесённые в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям, утверждённым вышеупомянутыми нормативными актами Правительства Омской области, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что кадастровая ошибка в сведениях указанных земельных участков отсутствует.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.12.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8048/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Между тем, как установили суды, оспариваемые заявителем сведения внесены управлением в государственный кадастр недвижимости не на основании перечисленных в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости и Порядке документов, а на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2011 г. N Ф04-2677/11 по делу N А46-8048/2010
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12609/11
19.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12609/11
01.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2677/11
21.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-50/2011