Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича на постановление от 14.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Хайкина С.Н.) по делу N А27-11396/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича (ИНН 420403962389, ОГРНИП 308420403000018) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровой центр "Земля" (ОРГН 1027700123208, ИНН 7704096950), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий. Другие лица, участвующие в деле: коллегия администрации Кемеровской области.
Суд установил:
Индивидуальный предприниматель Стерехов Евгений Анатольевич обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово в сумме 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в сумме 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215 действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Кемерово, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в сумме 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м.) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.); об обязании Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (Кадастровая палата) устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е.А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.12.2010 года заявленные требования удовлетворены в части признания недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 12 428 625 руб., и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признан недействительным пункт 7 решения
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки Отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 года о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м.; признаны незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, площадью 3 930 кв.м., в размере 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162,50 руб. за кв.м.) и 14 881 691,70 руб. (удельный показатель 3 786,69 руб.). В остальной части требования оставлены без удовлетворения. Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области обязано устранить допущенные нарушения прав индивидуального предпринимателя Стерехова Е.А., исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 12 428 625 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 3 162,50 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246.
Суд пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебная инстанция сослалась на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
Постановлением от 14.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции мотивировал решение тем, что из материалов дела следует, что необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, отсутствует.
В кассационной жалобе ИП Стерехов Евгений Анатольевич, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемый судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу, однако достоверность результата кадастровой оценки не проверялась, выводы суда первой инстанции в данной части судом апелляционной инстанции не оценивались. Считает, что суд первой инстанции обоснованно счел, что в материалах дела не имеется доказательств использования при определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, отсутствуют доказательства построения статистических моделей, надлежащего контроля за ходом проведения работ, отсутствуют доказательства надлежащей предварительной и полной проверки отчета, подготовленного ФГУП "Федеральный кадастровой центр "Земля". Указывает, что заинтересованные лица не представили в суд достаточных сведений об используемых исходных данных, которые позволяли бы, как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о правомерности расчета по состоянию на 01.01.2007 удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в сумме 3 162,50 руб. за кв. м и его кадастровой стоимости в сумме 12 428 625 руб. Полагает, что суд первой инстанции, применив пункт 9.8 и приложение N 7 Административного регламента, правомерно признали пункт 7 решения Роснедвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 24.11.2008 в части соответствия Методическим указаниям определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246 в сумме 1 242 865 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 3 162,50 руб. недействительным. По мнению заявителя жалобы, позиция суда первой инстанции соответствует определению кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 11.02.2010 по делу N КАС09-691.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
До судебного заседания ИП Стерехов Е.А. заявил ходатайство о приостановлении производства по делу, ссылаясь на то, что определением от 18.04.2011 N ВАС-913/11 дело N А27-4849/2010, идентичное с настоящим делом, передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения ходатайства предпринимателя Стерехова Е.А. о приостановлении производства по делу.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ИП Стерехов Е.А. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246 , общей площадью 3930 +/- 21.9 кв.м., расположенного по адресу г. Кемерово, ул. Рудничная, N 6.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:246, является ранее учтенным.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 12 402 755,80 руб., утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
В связи с уточнением площади земельного участка в 2008 году Управление Росреестра в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N 222, пересчитал кадастровую стоимость земельного участка.
Однако, при исчислении кадастровой стоимости ошибочно определил ее в размере 14 881 691,70 руб.
Установив данную ошибку, Управление Росреестра вынесло решение об исправлении технической ошибки от 01.04.2010 года N Ф00/10-237.
02.04.2010 года Управлением Росреестра утвержден Акт определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 12 428 625 руб. (удельный показатель 3 162 руб. 50 коп. за кв.м. ). Сведения внесены в кадастровый учет.
Получив отчет ООО НПФ "Инком Прайс" N 05/10-10 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:246, составленный оценщиком 14.05.2010 года, предприниматель установил, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая оценена в размере 6 658 000 руб.
Полагая, что, кадастровая стоимость определена без учета информации о рыночной стоимости, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с седьмым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Стерехова Е.А., суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответственно, не может быть принято во внимание утверждение заявителя о неполном учете факторов при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решение суда первой инстанции не имеется.
Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителем уплачена госпошлина в сумме 50 руб., а согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 100 рублей, с ИП Стерехова Е. А. подлежит довзысканию 50 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 14.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11396/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Стерехова Евгения Анатольевича в доход федерального бюджета 50 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
...
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Стерехова Е.А., суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителем уплачена госпошлина в сумме 50 руб., а согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 100 рублей, с ИП Стерехова Е. А. подлежит довзысканию 50 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:"
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2011 г. N Ф04-2569/11 по делу N А27-11396/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
23.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
12.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
20.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
08.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9572/11
30.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2569/11
14.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-593/2011