Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Лукьяненко М.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Абрис" на решение от 06.07.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 21.01.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-4764/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "Абрис" (ИНН 5501069098, ОГРН 1025500521595) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Правительство Омской области, администрация города Омска.
В заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Корнеев А.Г. по доверенности от 30.12.2010 N 260.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Абрис" (далее - ЗАО "Абрис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, заинтересованное лицо) об исправлении с 27.12.2007 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017, заменив размер кадастровой стоимости земельного участка с 234 562 447 рублей 76 копеек на 32 075 197 рублей 44 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка с 3 102 рублей 53 копеек на 424 рублей 32 копеек.
В ходе судебного разбирательства по делу судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с проведенной реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением от 06.07.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.01.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Абрис", ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также неправильное применение норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: исправление кадастровой ошибки в судебном порядке является самостоятельным способом защиты нарушенных прав заявителя и не требует от суда признания отчета об оценке незаконным или недействующим нормативно-правового акта; судом первой инстанции необоснованно было отклонено ходатайство общества о назначении математической экспертизы; правообладатель земельного участка вправе осуществить проверку правильности расчета кадастровой стоимости земельного участка, при этом применение специального программного продукта для осуществления проверки правильности расчетов по конкретным земельным участкам не требуется.
ЗАО "Абрис" заявлено ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации надзорной жалобы по делу N А46-21767/2009.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, отказал в его удовлетворении, поскольку в силу статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность суда приостановить производство по делу должна быть обусловлена объективной невозможностью рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения дела, рассматриваемого иным судом, однако заявитель не указал, в чем состоит невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения дела в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Абрис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017, площадью 75 920,00 кв. м, предоставленный для производственных целей под здания, расположенный на землях населенных пунктов относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, Красноярский тракт, д. 105, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 28.12.2007 N 1940/2007, свидетельством о государственной регистрации права серия 55 АВ N 618774, выданным 01.02.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования "город Омск".
По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" был составлен Отчет N 05-09/02, в котором содержатся, в том числе, значения факторов стоимости земельных участков по 9 виду разрешенного использования, включая земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 55:36:05 02 04 в котором расположен земельный участок 55:36:05 02 04:3017.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости по видам разрешенного использования по кварталам, в том числе средний удельный показатель 1 кв.м кадастровой стоимости в кадастровом квартале 55:36:05 02 04 по виду разрешенного использования N 9 - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", предусмотренного Типовым перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, который составил 3 102 руб. 53 коп.
Из кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017 от 15.01.2009 N 5536/201/09-710 и от 21.01.2009 N 5536/2 01/09-1392, земельный участок был поставлен на кадастровый учет 25.12.2007 с видом разрешенного использования "для производственных целей под здание", удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка составил 3 102 руб. 53 коп., кадастровая стоимость земельного участка составила 234 562 447 руб. 76 коп. Указанная кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 222 от 12.08.2006 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Полагая, что результат государственной кадастровой оценки среднего удельного показателя 1 кв.м кадастровой стоимости земельного участка по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:05 02 04 в размере 3 102 руб. 53 коп. является недостоверным, а при его расчете была допущена ошибка в связи с неправильным применением формулы статистически значимой экспоненциальной модели, а следовательно кадастровая стоимость земельного участка 55:36:05 02 04:3017, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, ошибочно рассчитана Управлением Роснедвижимости по Омской области на основании недостоверной величины завышены, ЗАО "Абрис" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков и их кадастровой стоимости внесены в ГКН на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которое не отменено и не признано недействующим в установленном законом порядке, что исключает кадастровую ошибку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
- воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьёй 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учёта в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённом приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учёта при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Между тем, как установили суды, оспариваемые заявителем сведения внесены Управлением в государственный кадастр недвижимости не на основании перечисленных в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости и Порядке документов, а на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 04:3017, внесённые в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям, утверждённым вышеупомянутыми нормативными актами Правительства Омской области, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что кадастровая ошибка в сведениях указанных земельных участков отсутствует.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.07.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.01.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4764/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Абрис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учёта изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Между тем, как установили суды, оспариваемые заявителем сведения внесены Управлением в государственный кадастр недвижимости не на основании перечисленных в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости и Порядке документов, а на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2011 г. N Ф04-1881/11 по делу N А46-4764/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12248/11
07.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12248/11
01.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1881/11
21.01.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7074/2010