Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.
судей Лаптева Н.В.
Фроловой С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Югорская строительно-промышленная компания -ЯВА" на решение от 23.09.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 01.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А75-7346/2010 по иску Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска к закрытому акционерному обществу "Югорская строительно-промышленная компания-ЯВА" (ОГРН 1028601843632, ИНН 6660127854) о взыскании 7 725 529, 06 рублей.
Суд установил:
Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) "Югорская строительно-промышленная компания ЯВА" 7 725 529 рублей 06 копеек, в том числе 7 582 834 рубля 04 копейки задолженности по арендной плате за землю за период с 31.01.2009 по 26.05.2010 и пени за просрочку внесения арендных платежей в размере 142 695 рублей 02 копейки.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, возникших на основании договора аренды земельного участка от 15.02.2006 N 63.
Решением от 23.09.2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа частично удовлетворил требования Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска 5 206 769 руб. 02 коп., из них: задолженность по арендной плате в сумме 5 064 074 руб. 02 коп. и пени в размере 142 695 руб. 02 коп.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на обоснованность заявленных требований, но произвел перерасчет долга по арендной плате в связи с тем, что расчет произведен на основании нормативного акта, утратившего законную силу.
Постановлением от 01.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. Взыскано с ЗАО "Югорская строительно-промышленная компания ЯВА" в пользу Департамента муниципальной собственности администрации города Югорска 7 725 529 рублей 06 копеек, из них: задолженность по арендной плате в сумме 7 582 834 рубля 04 копеек и пени в размере 142 695 рублей 02 копеек.
Суд апелляционной инстанции мотивировал решение тем, что с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта подлежит применению новый размер арендной платы, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договоров; факт ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по договору аренды за период с 31.01.2009 по 26.05.2010 подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается ответчиком.
В кассационной жалобе ЗАО "Югорская строительно-промышленная компания ЯВА", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку соглашение о внесении в ранее зарегистрированный договор аренды изменений относительно размера арендной платы не было зарегистрировано, оно в соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации должно считаться незаключенным; направление Департаментом в адрес ответчика Дополнительного соглашения и уведомлений об изменении размера арендной платы со ссылками на Приказ Департамента государственной собственности ХМАО-Югры от 30.12.2008 не соответствует требованиям действующего законодательства и сложившейся судебной практике. Указывает, что договор аренды земельного участка был заключен до принятия Приказа от 30.12.2008, и в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент муниципальной собственности и градостроительства просит постановление апелляционного суда по данному делу оставить без изменения как законное и обоснованное по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между Департаментом муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска и ЗАО "Югорская строительно-промышленная компания ЯВА" (далее - ответчик) заключен договор аренды земельного участка N 63 от 15.02.2006, согласно которого ответчику был передан земельный участок площадью 227787 кв.м., кадастровый номер 86:22:0006001:0015, расположенный по адресу: г. Югорск, ул. Промышленная, 31, для использования в целях обслуживания производственной базы (пункт 1.1 договора).
Срок аренды земельного участка установлен с 01.12.2005 до 31.12.2010 (п. 2.1 договора) и 22.03.2006 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы составляет 921 922 руб. 32 коп. в год. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 3.1 договора суммы не позднее 10-го числа последнего месяца текущего квартала (пункт 3.2 договора).
По условиям договора арендная плата начинает исчисляться с момента подписания договора, расчет арендной платы определен в приложении к договору (п.3.2 договора). Согласно приложенному к договору расчету арендной платы, произведенному на основании постановления главы города Югорска от 13.01.2003 N 11 "О размерах исчисления арендной платы на землю", ежеквартальная арендная плата составляет 230 480 рублей 58 копеек, годовая - 921 922 рубля 32 копейки.
Согласно пункту 3.3 договора, размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае арендная плата исчисляется и уплачивается арендатором на основании дополнительного соглашения к договору.
Арендодатель обязан письменно в течение 10 календарных дней уведомить арендатора об изменении реквизитов для перечисления арендной платы, указанных в пункте 3.2 договора через публикацию объявления в городской газете "Югорский вестник (пункт 4.2.2 договора).
С 31.01.2009 размер арендной платы был изменен и составил 8 440 123 руб. 37 коп. Расчет арендной платы выполнен в соответствии с приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 3-нп "Об арендной плате за земельные участки".
Сопроводительным письмом от 18.11.2009 исх. N 01/2150 истец направил в адрес ответчика дополнительное соглашение к договору от 15.02.2006 N 63.
09.04.2010 исх. N 01/551 истец уведомил ответчика об изменении размера арендной платы с 01.01.2010.
Расчет истцом был произведен в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2008 N 279-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 3-нп "Об арендной плате за земельные участки" (с изменениями), постановлением администрации города Югорск от 09.03.2010 N 318.
Согласно данному расчету годовой размер арендной платы по договору составил 3 376 049 руб. 35 коп.
Неисполнение ответчиком договорных обязательств по внесению арендной платы послужило основанием для обращения Комитета в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа-Югры с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принимая решение, суд правомерно исходил из того, что изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Кодекса, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Следовательно, содержащийся в оспариваемых судебных актах вывод об отсутствии необходимости государственной регистрации изменений, касающихся увеличения размера арендной платы, является правильным.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 01.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-7346/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель кассационной жалобы полагает, что поскольку соглашение о внесении в ранее зарегистрированный договор аренды изменений относительно размера арендной платы не было зарегистрировано, оно в соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации должно считаться незаключенным; направление Департаментом в адрес ответчика Дополнительного соглашения и уведомлений об изменении размера арендной платы со ссылками на Приказ Департамента государственной собственности ХМАО-Югры от 30.12.2008 не соответствует требованиям действующего законодательства и сложившейся судебной практике. Указывает, что договор аренды земельного участка был заключен до принятия Приказа от 30.12.2008, и в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
...
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принимая решение, суд правомерно исходил из того, что изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Кодекса, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2011 г. N Ф04-2458/11 по делу N А75-7346/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12287/11
09.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12287/11
01.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2458/11
01.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9607/2010