Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буракова Ю.С.
судей Каранкевича Е.А., Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" на решение от 19.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Авдеева Я.В.) и постановление от 03.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-8997/2010 по иску Тюменского муниципального унитарного предприятия "Рынок" (ИНН 7202013527, ОГРН 1027200869629) к индивидуальному предпринимателю Янбердиной Луизе Гатьятулловне (ИНН 720300903527, ОГРН 306720313200038) о взыскании задолженности по договору о предоставлении торгового места.
Суд установил:
Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Рынок" (далее - ТМУП "Рынок") обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю Янбердиной Луизе Гатьятулловне (далее - предприниматель Янбердина Л.Г.) о взыскании задолженности в размере 38 550 руб. за торговое место, предоставленное по договору от 13.07.2007 N к. 7.2.
Решением от 19.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 03.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ТМУП "Рынок" обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие изложенных выводов, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норма материального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, суды вышли за рамки заявленных требований и необоснованно признали договор о предоставлении торгового места от 13.07.2007 N к.7.2 незаключённым. Управляющей рынком компанией все необходимые согласования для деятельности на рынке "Центральный" по адресу улица Полевая, 107 были получены.
Судами неправомерно применены к спорным правоотношениям положения статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как деятельность по организации розничного рынка регулируется Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках), а также нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре оказания услуг. Считает, что суд кассационной инстанции должен рассмотреть данное дело с учётом наличия нового доказательства - схемы с указанием номеров торговых мест.
Предприниматель Янбердина Л.Г. ко дню судебного заседания представила отзыв, в котором просит решение от 19.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 03.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 13.07.2007 ТМУП "Рынок" (Управляющая рынком компания) и индивидуальный предприниматель Янбердина Л.Г. (арендатор) подписали договор о предоставлении торгового места N к.7.2.
Согласно пункту 1.1 указанного договора Управляющая рынком компания передаёт, а арендатор принимает во временное пользование торговое место N 2 (7 ряд- палатка), расположенное по адресу: город Тюмень, улица Полевая, 107, площадью 4 кв.м, в соответствии с утверждённой схемой размещения на специализированном непродовольственном рынке для осуществления деятельности по продаже промышленных товаров.
Арендатор обязуется выплачивать арендную плату за пользование торговым местом в размере 4 500 рублей, которая производится авансовым платежом ежемесячно не позднее 05-го числа текущего месяца (пункты 1.2, 2.1, 2.2 договора).
Согласно пункту 1.3 настоящего договора имущество принадлежит Управляющей рынком компании на праве аренды, что подтверждается договором аренды от 13.02.2007 между ТМУП "Рынок" и обществом с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой".
Пунктом 7.1 договора стороны установили срок его действия 7 месяцев с 13.07.2007 по 13.01.2008.
По приёмо-сдаточному акту от 13.07.2007 N 7.2 Управляющая рынком компания передала арендатору торговое место: палатку N 2 ряд N 7.
Установив, что у ответчика имеется задолженность по оплате за период с 13.07.2007 по 30.03.2008 по договору в указанной сумме, ТМУП "Рынок" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как договор о предоставлении торгового места на розничном рынке не поименован.
В силу статьи 2 Закона о розничных рынках правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по организации и осуществлению торговли на розничных рынках представляет собой особый вид деятельности, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством как на федеральном уровне - Законом о розничных рынках, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в Тюменской области - постановлениями Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 74-п "Об утверждении порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничных рынках" и от 03.04.2007 N 70-п "Об утверждении Требований к торговым местам на розничных рынках Тюменской области".
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о регулировании отношений сторон указанными нормами являются правильными.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о розничных рынках торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведённое управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.
Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений (пункт 2 статьи 15 Закона о розничных рынках).
Пункт 1 части 1 статьи 14 Закона о розничных рынках предусматривает, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление.
Из положений части 1 статьи 15 Закона о розничных рынках, пункта 5 Требований к торговым местам на розничных рынках Тюменской области, утверждённых Постановлением Правительства Тюменской области от 03.04.2007 N 70-п следует, что подлежащее предоставлению по договору торговое место на розничном рынке должно быть определено на схеме размещения торговых мест с указанием номера такого места на схеме.
В связи с тем, что из представленной в материалы дела схемы размещения торговых мест на ТМУП "Рынок" "Вещевой рынок центральный" от 07.05.2007, Приложения к схеме от 28.05.2007 невозможно определить место расположения торгового места, предоставленного ответчику, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о ненадлежащей идентификации места нахождения объекта в договоре, что влечёт вывод о незаключённости договора. Копия схемы согласования размещения торговых мест на рынке "Центральный", полученная истцом 09.11.2010 по запросу в ОГПН Калининского АО города Тюмени, не имеет полной нумерации торговых мест, в связи с чем установить, где находится контейнер N 2 (7 ряд - палатка) не представляется возможным. Из этого следует, что довод заявителя жалобы о несоответствии обстоятельствам дела вывода судов об отсутствии номеров торговых мест на согласованной схеме подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о розничных рынках управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учёте в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 5 Закона о розничных рынках предусматривает, что разрешение на право организации рынка выдаётся на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. К заявлению о предоставлении разрешения в числе иных документов прилагаются нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Из положений статьи 7 Закона о розничных рынках следует, что лицом, предоставляющим торговое место на розничном рынке, может быть исключительно лицо, имеющее соответствующее разрешение на право организации рынка.
Однако при наличии такого разрешения от 08.06.2007 N 2 истец не обладал полномочиями на распоряжение имущественным комплексом в период с 13.07.2007 по 30.03.2008, правовых оснований на подписание договоров у истца не было. Данное обстоятельство подтверждено вступившими в законную силу судебными актами. Договор аренды имущественного комплекса от 13.02.2007, на который имеется ссылка в договоре, подтверждающий, по мнению истца, его право на организацию рынка в спорный период, вступившим в законную силу решением от 15.06.2009 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3382/2009 признан незаключённым. Договор аренды имущественного комплекса от 14.01.2008, с которым истец связывает наличие у него правомочий на предоставление торговых мест с 13.07.2007 по 31.03.2008, вступившим в законную силу решением от 15.06.2009 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3381/2009 признан недействительным.
Таким образом, какие-либо доказательства права предоставления торговых мест ответчику в составе имущественного комплекса розничного рынка истцом не представлены.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения иска отсутствовали, судом первой и апелляционной инстанции обстоятельства спора исследованы полно и всесторонне, нормы материального права применены правильно, решение и постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.11.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 03.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8997/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Бураков |
Судьи |
Е.А. Каранкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений части 1 статьи 15 Закона о розничных рынках, пункта 5 Требований к торговым местам на розничных рынках Тюменской области, утверждённых Постановлением Правительства Тюменской области от 03.04.2007 N 70-п следует, что подлежащее предоставлению по договору торговое место на розничном рынке должно быть определено на схеме размещения торговых мест с указанием номера такого места на схеме.
...
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о розничных рынках управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учёте в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 5 Закона о розничных рынках предусматривает, что разрешение на право организации рынка выдаётся на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования. К заявлению о предоставлении разрешения в числе иных документов прилагаются нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Из положений статьи 7 Закона о розничных рынках следует, что лицом, предоставляющим торговое место на розничном рынке, может быть исключительно лицо, имеющее соответствующее разрешение на право организации рынка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2011 г. N Ф04-2800/11 по делу N А70-8997/2010