Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Лаптева Н.В., Лукьяненко М.Ф
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ладик" на постановление от 17.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А27-13442/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "Ладик" (ИНН 4207046739, ОГРН 1024200694847) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (ИНН 1024200721830, ОГРН4205003426) о признании недостоверными результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Ладик" (далее - ЗАО "Ладик", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Кемеровской области) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:172, площадью 27958 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, 2/2, в сумме 140 069 727 рублей 11 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5009 рублей 93 копейки за кв.м; о признании незаконными действий Управления (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:172, площадью 27958 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, 2/2, в размере 140 069 727 рублей 11 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5009 рублей 93 копейки за кв.м; об обязании ФГУ "ЗКП" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 140 069 727 рублей 11 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5009 рублей 93 копейки за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:172, площадью 27958 кв.м, занимаемого ЗАО "Ладик", расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, 2/2.
Определением от 11.11.2010 Арбитражного суда Кемеровской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
Решением от 15.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 17.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 15.12.2010 отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также неправильное применение норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда.
По мнению Общества арбитражным апелляционным судом необоснованно сделаны выводы об отсутствии необходимой совокупности условий, предусмотренной положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными оспариваемых действий. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Росреестр и Управление с кассационной жалобой не согласны по основаниям, изложенным в отзыве.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на кассационную жалобу просит, оставит без изменения постановление апелляционной инстанции, а кассационную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:172 (предыдущий кадастровый номер 43:24:0012401:31), площадью 27958 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Радищева, 2/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2009 года серии 42 АГ N 067283.
Согласно кадастровому паспорту от 22.07.2009 N 4200/001/09-183032 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:172 составляет 140069727 рублей 11 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 5009 рублей 93 копейки за кв.м.
По отчету независимого оценщика ООО "Независимая Профессиональная оценка" от 24.06.2010 N 100606 рыночная стоимость данного участка определена в сумме 33 976 976 рублей.
Считая результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации, пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления N 520 от 27.11.2008, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Кассационная инстанция соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, при этом исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров, результаты государственной кадастровой оценки земель вносится в государственный кадастр.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), во исполнение пункта 11 Правил N 316, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
В пункте 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного между Управлением (заказчик) и ФГУП "ФКЦ "Земля".
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008 N 2.
Кроме того, в силу пункта 12 Правил N 316 споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
На основании пункта 10 Правил N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 соответственно утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались положениями Правил N 316, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении норм права, а по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 17.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13442/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
|
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 соответственно утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались положениями Правил N 316, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, суд апелляционной инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2011 г. N Ф04-3015/11 по делу N А27-13442/2010