Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.,
рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "База снабжения "Сибирская" на решение от 28.09.2010 Арбитражный суд Омской (судья Н.А. Голобородько) области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Н.А. Шиндлер, А.Н. Лотов, Л.А. Золотова) от 24.01.2011 по делу N А46-7457/2010 по заявлению открытого акционерного общества "База снабжения "Сибирская" (ИНН 5507007980, ОГРН 1025501379694) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании недействительным решения и об обязании устранить допущенные нарушения.
Другие лица, участвующие в деле: администрация города Омска, департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
Суд установил:
открытое акционерное общество "База снабжения "Сибирская" (далее - ОАО "База снабжения "Сибирская") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) N 36/10-3752 от 04.03.2010 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений и обязании Управление Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения путем регистрации внесенных изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:47.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции произвел замену Управления Роснедвижимости на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 28.09.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления ОАО "База снабжения "Сибирская" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "База снабжения "Сибирская" просит отменить судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" для учета изменений земельного участка с "База" (девятый номер группы видов разрешенного использования) на "для размещения объектов розничной торговли" (пятый номер группы видов разрешенного использования) им были представлены все необходимые документы, в связи с чем решение, принятое Управлением Роснедвижимости по Омской области, является незаконным.
Управление Росреестра, отзыв на кассационную жалобу не направило, извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено, что постановлением главы администрации города Омска от 12.10.1993 N 903-п АООТ "База снабжения "Сибирская" в бессрочное пользование был предоставлен фактически занимаемый земельный участок площадью 4,5 га, переданный в 1989 году от базы снабжения "Карбышевская", на землях городской застройки по улице Семиреченская в Южном промузле Кировского района.
ОАО "База снабжения "Сибирская" 09.11.2009 обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:47, к которому были приложены: декларация, постановление главы администрации города Омска; свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей и нотариально удостоверенная доверенность представителя.
Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области 04.12.2009 было принято решение N 36/09-21511 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, мотивированное тем, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 02.12.2009 в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 01 02:47, а также в градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, не поступало.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений, заявителю было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
После истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены, 04.03.2010 территориальным отделом N 1 Управления Росреестра по Омской области принято решение N 36/10-3752 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
ОАО "База снабжения "Сибирская", полагая, что данный отказ не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения Управления Роснедвижимости по Омской области от 04.03.2010 N 36/10-3752 и об обязании Управления Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения путем регистрации внесенных изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:47.
При рассмотрении требований ОАО "База снабжения "Сибирская" об оспаривании решения N 36/10-3752 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости суд первой инстанции правильно исходил из положений норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) определяет правовой режим земель исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Части 2 и 3 этой статьи предусматривают установление видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости).
Из пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости вытекает, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Под территориальными зонами в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В ходе выяснения и оценки требований заявителя суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым 55:36:19 01 02:47 расположен в границах территориальной зоны, границы которой не определены надлежащим образом, государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о границах данной территориальной зоны.
Учитывая непредоставление заявителем по истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета документов об установленном разрешенном использовании земельного участка, Управление Росреестра по Омской области на законном основании (пункт 6 части 2 статьи 27 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости) отказало в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым 55:36:19 01 02:47.
Поскольку оспариваемые ненормативные правовые акты Управления Росреестра соответствуют нормам действующего законодательства, не нарушают прав и интересов ОАО "База снабжения "Сибирская", суд первой инстанции правильно отклонил заявленные требования о признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя на копию топографической съемки земельного участка, фрагмент из Правил землепользования и застройки, представленных в материалы дела департаментом архитектуры и градостроительства, не может быть принята во внимание, так как указанных данных недостаточно для выяснения принадлежности указанного земельного участка к территориальной зоне, допускающей изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы заявителя о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций противоречат имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.09.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А46-7457/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости вытекает, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Под территориальными зонами в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
...
Учитывая непредоставление заявителем по истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета документов об установленном разрешенном использовании земельного участка, Управление Росреестра по Омской области на законном основании (пункт 6 части 2 статьи 27 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости) отказало в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым 55:36:19 01 02:47.
Поскольку оспариваемые ненормативные правовые акты Управления Росреестра соответствуют нормам действующего законодательства, не нарушают прав и интересов ОАО "База снабжения "Сибирская", суд первой инстанции правильно отклонил заявленные требования о признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июня 2011 г. N Ф04-2185/11 по делу N А46-7457/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12951/11
26.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12951/11
09.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2185/11
24.01.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9606/2010