Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшина В.П.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Торговая компания "Север" на решение от 21.04.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судьи Кущева Т.П., Дроздов А.Н., Шабанова Г.А.) по делу N А75-498/2011 по заявлению муниципального предприятия "Торговая компания Север" (ИНН 8618005831, ОГРН 1048600001075) к Думе Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8618002968, ОГРН 1028600511500) об оспаривании нормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Глава Ханты-Мансийского района, Департамент имущественных и земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района (ИНН 5601026093, ОГРН 1058600090196), прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ОГРН 1028500516911).
В судебное заседание явились представители сторон: Лебедев Ю.В. по доверенности от 25.01.2011.
Суд установил:
муниципальное предприятие "Торговая компания "Север" (далее - торговая компания, МП "ТК "Север", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Думы Ханты-Мансийского района (далее - Дума района) от 26.02.2010 N 531 "О внесении дополнений в решение Думы Ханты - Мансийского района от 18.12.2009 N 488 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Ханты-Мансийского района на 2010 год" (далее - решение Думы района N 531 от 26.02.2010) в части включения дополнения в прогнозный план приватизации муниципального имущества Ханты-Мансийского района на 2010 год приватизацию муниципального предприятия "Торговая компания "Север".
Решением от 21.04.2011 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных МП "ТК "Север" требований отказано.
МП "ТК "Север", не согласившись с принятым решением Думы района, обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права; не исследованность обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В отзывах на кассационную жалобу Дума района, Департамент имущественных и земельных отношений и природопользования администрации Ханты-Мансийского района указывают на соответствие оспариваемого судебного акта действующему законодательству и отсутствием принятым решением нарушений прав и законных интересов заявителя.
Отзывы на кассационную жалобу от Главы Ханты-Мансийского района, прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до начала судебного заседания в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступили.
В судебном заседании представитель МП "ТК "Север" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя МП "ТК "Север", изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на жалобу, проверив правильность применения судом при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что МП "ТК "Север" создано на основании распоряжения главы муниципального образования от 26.02.2004 N 122-Р "О создании муниципального предприятия" и зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 12.03.2004 за государственным регистрационным номером 1048600001075.
Учредителем данного предприятия является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования " Ханты-Мансийский район".
Исходя из положений пункта 6 статьи 24 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ханты-Мансийского района, утвержденных решением Думы Ханты-Мансийского района от 05.06.2009 N 432 о полномочиях, предоставленных Думе района в сфере приватизации муниципального имущества, Думой района принято решение N 531 26.02.2010 "О внесении дополнений в решение Думы Ханты-Мансийского района от 18.12.2009 N 488 "Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества Ханты-Мансийского района на 2010 год".
Данным решением внесено дополнение в прогнозный план приватизации на 2010 год, куда включено МП "ТК "Север", расположенное по адресу: п. Луговской, ул. Ленина, 68, находящееся в собственности Ханты-Мансийского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем преобразования в открытое акционерное общество.
Вышеуказанное решение Думы района было опубликовано (обнародовано) официальным органом печати района "Наш район" 11.03.2010 за N 9 (398).
МП "ТК "Север", не согласившись с указанным решением Думы района, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований МП "ТК "Север", пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий, представленных Думе района согласно пункту 2 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ханты-Мансийского района, утвержденному решением Думы Ханты-Мансийского района от 05.06.2009 N 432, статьи 31 Устава Ханты-Мансийского района, соответствует положениям части 1 статьи 51, пункту 4 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, считает выводы суда правомерными, соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Россйиской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенных уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органом местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, согласно которого основанием для принятия нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрен один из способов приватизации государственного и муниципального имущества - преобразование унитарного имущества в открытое акционерное общество.
В пункте 4 части 8 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления до 01.01.2012 осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 года, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований.
Определение и утверждение порядка планирования приватизации муниципального имущества в соответствии с предоставленными законом полномочиями отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Статьей 31 Устава Ханты-Мансийского района (принятого решением Думы Ханты-Мансийского района 25 мая 2005 N 372, с изменениями от 28.05.2008) Дума района по вопросам, отнесенным к ее компетенции Федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ханты-Мансийского района (нормативные правовые акты), а также решения по вопросам организации деятельности Думы района. Решения Думы района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ханты-Мансийского района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы района, если иное не установлено Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Глава района вправе отклонить решение, принятое Думой района. В этом случае, решение в течение 10 дней возвращается в Думу района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава района отклонит решение Думы района, оно вновь рассматривается Думой района. Если при повторном рассмотрении, указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции не менее 13 депутатами Думы района, оно подлежит подписанию главой района в течение 7 дней и официальному опубликованию.
Согласно пункту 2 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Ханты-Мансийского района, утвержденного решением Думы N 432 от 05.06.2009, к полномочиям Думы Ханты-Мансийского района относятся: принятие прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что решение Думы района от 26.02.2010N 531 о дополнении в прогнозный план приватизации муниципального имущества Ханты-Мансийского района на 2010 год подписано исполняющим обязанности главы Ханты-Мансийского района - Андроновым А.Г.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, исходя из анализа указанных норм, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят полномочным органом и нарушений процедуры принятия данного нормативного правого акта Думой района не допущено. Основанием для включения МП "ТК "Север" в план приватизации и его преобразования является требование действующего законодательства. Судом установлено, что заявителем не доказано, какие права и законные интересы нарушены и какие препятствия созданы оспариваемым решением для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных МП "ТК "Север" требований о признании недействующим решения Думы Ханты-Мансийского района от 26.12.2010 N 531 в части включения в прогнозный план приватизации муниципального имущества данное муниципальное предприятие.
Применение арбитражным судом, который принял оспариваемый судебный акт, положение Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утратившего силу на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта (утратил силу с 01.01.2009 в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) не является безусловным основанием для отмены принятого по делу судебного акта, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе МП "ТС "Север" доводы свидетельствуют не о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.04.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-498/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 31 Устава Ханты-Мансийского района (принятого решением Думы Ханты-Мансийского района 25 мая 2005 N 372, с изменениями от 28.05.2008) Дума района по вопросам, отнесенным к ее компетенции Федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ханты-Мансийского района (нормативные правовые акты), а также решения по вопросам организации деятельности Думы района. Решения Думы района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ханты-Мансийского района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы района, если иное не установлено Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
...
Применение арбитражным судом, который принял оспариваемый судебный акт, положение Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утратившего силу на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта (утратил силу с 01.01.2009 в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) не является безусловным основанием для отмены принятого по делу судебного акта, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2011 г. N Ф04-2913/11 по делу N А75-498/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2913/11