Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Полный текст пстановления изготовлен 15 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Лаптева Н.В., Фроловой С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансхимресурс" на постановление от 04.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова, Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-10794/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансхимресурс" (г. Кемерово, ИНН 4206012543, ОГРН 1024200708058) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (г. Кемерово, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г. Москва,ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (г.Кемерово, ИНН 4205003426, ОГРН1024200721830) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, о признании незаконными действий органов государственной власти.
Другие лица, участвующие в деле: Коллегия администрации Кемеровской области (г. Кемерово).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трансхимресурс" (далее - ООО "Трансхимресурс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в размере 16 013 902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6242 руб. 02 коп. за кв.м.;
о признании незаконными действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в размере 16 013 902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6242руб. 02 коп. за кв.м., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 в размере 16 013 902 руб. 31 коп.;
о признании незаконными действий Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в сумме 16 013 902 руб. 31 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г.;
об обязании Управления Росреестра исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением от 22.11.2010 (судья Петракова С.Е.) Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 04.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 22.11.2010 отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также неправильное применение норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда.
По мнению Общества, государственная кадастровая оценка земель проведена с нарушением установленного порядка, без сбора достаточной и достоверной информации о рыночной стоимости земельных участков, что привело к необоснованному увеличению кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка и суммы земельного налога.
Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Общество заявило ходатайство о приостановлении производства по делу по причине передачи аналогичного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев указанное ходатайство, отказал в его удовлетворении, поскольку в силу статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность суда приостановить производство по делу должна быть обусловлена объективной невозможностью рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения дела, рассматриваемого иным судом, однако заявитель не указал, в чем состоит невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения дела в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
Росреестр и Управление Росреестра с кассационной жалобой не согласны по основаниям, изложенным в отзыве.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на кассационную жалобу просит, оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, а кассационную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, и подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.2009 г.. N 42АГ 058202 Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103, общей площадью 2565,50 кв.м., расположенный по адресу г. Кемерово, Заводский район, ул. Тухачевского, N 58, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.03.2003 г.. сделаны записи регистрации N 42-01/00-6/2003-24.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103, является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005 г.. с разрешенным использованием "прочие промышленные предприятия".
Согласно Кадастровой выписке о земельном участке от 10.03.2010 г.. N 4200/001/10-79748, представленной Управлением Росреестра в ответ на запрос Общества, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103 определена в размере 16 013 902 руб. 31 коп., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 6 242 руб. 02 коп./кв.м.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности заинтересованными лицами достоверности результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления N 520 от 27.11.2008, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Кассационная инстанция соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Росреестра контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Росреестра в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Кроме того, в силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)" (далее -постановление от 27.11.2008 N 519) и постановлением N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - постановление от 27.11.2008 N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением Росреестра, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались положениями Правил, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления Росреестра, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении норм права, а по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 04.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10794/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)" (далее -постановление от 27.11.2008 N 519) и постановлением N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - постановление от 27.11.2008 N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением Росреестра, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались положениями Правил, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Поскольку постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, N 520 не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления Росреестра, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, суд апелляционной инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2011 г. N Ф04-2959/11 по делу N А27-10794/2010