Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Полный текст пстановления изготовлен 15 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Цыгановой Е.М.
судей Антипиной О.И., Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово на решение от 06.10.2010 (судья Аникина Н.А.) Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.01.2011 (судьи Хайкина С.Н., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10601/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эллис-компани" (650051, город Кемерово, Кузнецкий проспект, 137, В, ИНН 4207051023, ОГРН 1024200679260) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650992, город Кемерово, Кузнецкий проспект, 11, ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании недействительными ненормативных правовых актов налогового органа.
Другое лицо, участвующее в деле: Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эллис-Компани" (далее - ООО "Эллис-Компани", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными требований Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (инспекция, налоговый орган) N 21099 по состоянию на 12.04.2010 на сумму 578 362,90 руб., N 23205 по состоянию на 22.04.2010 на сумму 23 691,63 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования).
Решением от 06.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемые требования являются законными и обоснованными, поскольку были выставлены на основании данных, отраженных налогоплательщиком в налоговых декларациях.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ООО "Эллис-Компани" выставлены требование N 21099 по состоянию на 12.04.2009 об уплате 578 362, 90 руб. единого социального налога в Фонд социального страхования (285 936 руб. по сроку уплаты 15.01.2010, 292 426,90 руб. по сроку уплаты 16.11.2009); требование N 23205 по состоянию на 22.04.2010 об уплате пени по единому социальному налогу, уплачиваемому в Фонд социального страхования, в размере 23 691,63 руб.
Обществу предложено исполнить в добровольном порядке требование N 21099 в срок до 30.04.2010, требование N 23205 - в срок до 11.05.2010.
Полагая, что указанные требования инспекции нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Эллис-Компани" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из непредставления инспекцией доказательств наличия у общества недоимки по единому социальному налогу.
Данный вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктами 1, 2, подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора; обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе с уплатой налога налогоплательщиком.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Элис-Компани" является плательщиком единого социального налога.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено арбитражным судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается инспекцией, обществом за 2009 год исчислен к уплате единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования в размере 268 897руб. Расходы, произведенные обществом на цели социального страхования за указанный период составили 5 595 836 руб. От Фонда социального страхования обществом в 2009 году получено 6 500 195,42 руб. возмещение расходов по социальному страхованию.
Исходя из расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования за 2008 год, за 2009 год у Фонда социального страхования имелась задолженность перед обществом за счет превышения расходов в размере 1 501 234,50 руб. по состоянию на 01.01.2009. Данная задолженность также отражена в справке Фонда социального страхования на 01.01.2009, выданной ООО "Элис-Компани".
В последующем по просьбе общества указанная сумма была возвращена обществу Фондом социального страхования, о чем свидетельствует платежное поручение от 23.01.2009 N 182.
С учетом изложенных обстоятельств правильным является вывод судов о том, что сумма в размере 1 501 234,50 руб., перечисленная в 2009 году обществу Фондом социального страхования, фактически выплачена ООО "Элис-Компани" в счет возмещения расходов по социальному страхованию за 2008 год, соответственно, за 2009 год обществу возмещены расходы в сумме 4 998 960,92 руб.
Учитывая сумму единого социального налога, исчисленную обществом к уплате за 2009 год (268 896,94 руб.), сумму произведенных расходов на цели социального страхования (5 595 836,42 руб.), денежные средства, полученные от Фонда социального страхования в счет возмещения произведенных расходов за 2009 год (4 998 960,92 руб.), задолженность Фонда социального страхования по единому социальному налогу за счет превышения расходов перед обществом за 2009 год составила 327 978, 56 руб.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов об отсутствии у общества недоимки по единому социальному налогу, указанной в требовании инспекции N 21099.
Кроме того, об отсутствии задолженности по указанному налогу также свидетельствует справка Фонда социального страхования на 01.07.2010, справка инспекции N 13483 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов по состоянию на 18.02.2010.
Следовательно, оснований для взыскания пени за несвоевременную уплату единого социального налога не имелось.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у инспекции оснований для выставления обществу оспариваемых требований.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов судов.
Правовые основания для переоценки обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.10.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10601/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Цыганова |
Судьи |
О.И. Антипина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2, подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора; обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе с уплатой налога налогоплательщиком.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Элис-Компани" является плательщиком единого социального налога.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2011 г. N Ф04-1913/11 по делу N А27-10601/2010