г. Тюмень |
Дело N А70-10693/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Абсалямова А.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Фроловой С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Тюменской области на решение от 15.12.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Авдеева Я.В.) и постановление от 11.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Семенова Т.П., Зорина О.В., Смольникова М.В.) по делу N А70-10693/2010 по иску Прокурора Тюменской области (625048, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 31, ОГРН 1027200810284, ИНН 7204006003) к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 47, ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184), закрытому акционерному обществу "Иковское" (627570, Тюменская область, с. Викулово, ул. Карла Маркса, 46; ИНН 7213003312, ОГРН 1027201484727) о признании недействительным (ничтожным) договора.
В заседании приняли участие представители: от Прокуратуры Тюменской области - Мухаметшина З.Н., удостоверение ТО N 081646; от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская А.Ю., удостоверение N 11/48, доверенность от 10.03.2011 N 14/721-11.
Суд установил:
Прокурор Тюменской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - департамент, ответчик), закрытому акционерному обществу "Иковское" (далее - ЗАО "Иковское", ответчик) с иском о признании недействительным (ничтожным) договора N 24/292-07 о предоставлении субсидии в редакции дополнительного соглашения N 1 от 21.12.2007, заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ЗАО "Иковское" возвратить департаменту денежные средства в размере 6 841 458 рублей.
Решением от 15.12.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указал, что судебные акты вынесены с нарушением статей 8, 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как полагает заявитель жалобы, Порядок оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в животноводстве и растениеводстве, утвержденный постановлением Правительства Тюменской области от 10 апреля 2007 N 77-п, является нормативно-правовым актом, а типовой договор - неотъемлемой частью нормативно-правового акта и поэтому обязателен для исполнения департаментом и ЗАО "Иковское"; поскольку условия договора N 24/292-07 о предоставлении субсидии в редакции дополнительного соглашения N 1 от 21.12.2007 противоречат названному порядку, договор недействителен в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, комиссией по отбору получателей средств областного бюджета на оказание государственной поддержки на развитие материально-технической базы в животноводстве рассмотрены предложения на определение получателей средств областного бюджета на выплату субсидий (субвенций), в том числе предложение ЗАО "Иковское" по строительству и реконструкции животноводческих комплексов (Викуловский район - свинарник на 500 голов д. Иковское, свинарник N 2 на 1000 голов с. Викулово, свинарник N 1 на 1000 голов с. Викулово - реконструкция, телятник на 300 голов с. Доставалово - реконструкция).
Решением комиссии, оформленным протоколом N 1 от 13.04.2007, ЗАО "Иковское" признано получателем средств областного бюджета на выплату субсидий на оказание государственной поддержки на развитие материально-технической базы.
Между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и ЗАО "Иковское" (сельхозпроизводитель) 21.12.2007 заключен договор N 24/292-07 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 21.12.2007, по условиям которого департамент обязался предоставить сельхозпроизводителю субсидию на реконструкцию свинарника N 1 на 1000 голов, свинарника N 2 на 1000 голов в с.Викулово, реконструкцию телятника на 200 голов в д. Иковское Викуловского района Тюменской области.
Из пункта 1.1. договора следует, что договор заключен, в частности, в соответствии с законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2007 год", постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 77-п "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в животноводстве и растениеводстве" (в редакции 03.09.2007).
По условиям договора субсидия предоставляется сельхозпроизводителю в размере 6 991 971 рублей (пункт 2.1. договора), на основании следующих документов: договоров с подрядными организациями, проектной документации; сводного сметного расчета, согласованного департаментом и Главным управлением строительства Тюменской области; справки о стоимости выполненных работ (форма КС-2), а также актов сдачи-приемки выполненных работ (формы КС-3), заверенных департаментом; документов, подтверждающих направление собственных, заемных и других средств сельхозпроизводителя на финансирование объекта строительства (пункт 2.4. договора).
Для получения субсидии ЗАО "Иковское" представлены в департамент договор подряда от 25.10.2007 N 2 с ООО "НовоТех", справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 N 1 от 14.12.2007, акты о приемке выполненных работ формы КС-2 N 1 от 14.12.2007 за декабрь 2007 года, платежное поручение N 591 от 10.12.2007, сводные сметные расчеты, разрешения на строительство и т.д.
Во исполнение условий договора департамент по платежным поручениям N 423141 от 26.12.2007 и N 423142 от 26.12.2007 перечислил ЗАО "Иковское" денежные средства (субсидию) в общей сумме 6 841 458 рублей.
ЗАО "Иковское" исполнило свои обязательства по реконструкции вышеуказанного имущества, что сторонами не оспаривается. Департаментом замечаний по исполнению договора не высказано.
Приговором Викуловского районного суда Тюменской области от 28.12.20109 по делу N 1-48(09) генеральный директор ЗАО "Иковское" Парыгина Е.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, и привлечена к уголовной ответственности по обстоятельствам, связанным с получением бюджетной субсидии в сумме 6 841 458 рублей. В приговоре сделан вывод об использовании фиктивных документов для получения субсидии.
Кассационным определением Тюменского областного суда от 06.04.2010 по этому делу приговор в названной части отменен, производство по делу в этой части прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием в действиях Парыгиной Е.А. состава преступления. Судом сделан вывод об использовании субсидии на нужды ЗАО "Иковское".
Полагая, что представленные ЗАО "Иковское" в департамент в целях получения субсидии документы носят фиктивный характер, а сводные сметные расчеты стоимости строительства по трем объектам выполнены без участия организации, имеющей лицензию на проектирование зданий и сооружений, ЗАО "Иковское" не могло претендовать на получение государственной поддержки, Прокурор Тюменской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании договора N 24/292-07 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что Порядок оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в животноводстве и растениеводстве, утвержденный постановлением Правительства Тюменской области от 10 апреля 2007 N 77-п, не является нормативно-правовым актом в смысле статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, он относится к нормативным актам органов субъекта; истец не доказал правовых оснований для признания оспариваемого договора недействительной сделкой.
Суд апелляционной инстанции поддержал вынесенное решение.
Выводы судов об отказе в иске соответствуют закону и материалам дела.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из данной нормы, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что недействительность означает несоответствие закону или иным правовым актам содержания договора.
В рассматриваемом деле департамент и ЗАО "Иковское" заключили договор о предоставлении субсидии. Заключение таких договоров предусмотрено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативными актами Тюменской области. Содержание этого договора соответствует названным закону и нормативным актам, поэтому оснований для применения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
При применении во взаимосвязи статей 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка является недействительной в том случае, если имеется недобросовестное поведение стороны (сторон) сделки.
Недобросовестное поведение может заключаться в преследовании целей, не отвечающим основным началам гражданского законодательства (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и существу сделки.
В рассматриваемом случае прокурором не представлено доказательств использования полученной субсидии на иные цели, не связанные с условиями договора, деятельностью ЗАО "Иковское". Напротив, прокурор факт реконструкции объектов животноводства не опровергает; этот факт подтвержден и в судебном акте Тюменского областного суда.
Что касается обстоятельств оформления документов по выполненным работам, то таковые подлежат оценке самим департаментом на предмет соблюдения условий предоставления субсидии и наличия оснований для заключения (расторжения) договора.
Не имеется в рассматриваемом споре и признаков для применения статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как прокурором не представлены доказательства совершения сделки с целью изъятия денежных средств из бюджета для последующего обогащения или иных целей, противных основам правопорядка и нравственности.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении исковых требований. Оснований для иных выводов и принятия доводов кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.12.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10693/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Прокурора Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Абсалямов |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из данной нормы, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что недействительность означает несоответствие закону или иным правовым актам содержания договора.
В рассматриваемом деле департамент и ЗАО "Иковское" заключили договор о предоставлении субсидии. Заключение таких договоров предусмотрено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативными актами Тюменской области. Содержание этого договора соответствует названным закону и нормативным актам, поэтому оснований для применения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
При применении во взаимосвязи статей 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка является недействительной в том случае, если имеется недобросовестное поведение стороны (сторон) сделки.
Недобросовестное поведение может заключаться в преследовании целей, не отвечающим основным началам гражданского законодательства (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и существу сделки.
...
Не имеется в рассматриваемом споре и признаков для применения статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как прокурором не представлены доказательства совершения сделки с целью изъятия денежных средств из бюджета для последующего обогащения или иных целей, противных основам правопорядка и нравственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2011 г. N Ф04-2505/11 по делу N А70-10693/2010