г. Тюмень |
Дело N А03-14370/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Тамашакин С.Н.
Фролова С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела внутренних дел по городу Новоалтайску N Ф04-3003/2011 (9936-А03-21) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.12.2010 (судья Мошкина Е.Н.) по делу N А03-14370/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 (судьи Зубарева Л.Ф., Калиниченко Н.К., Сухотина В.М.) N 07АП-653/2011 по этому делу о рассмотрении иска открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Новоалтайские межрайонные электрические сети" (ИНН 2224045844, ОГРН 1022201518261) к Отделу внутренних дел по городу Новоалтайску (ИНН 2208004390, ОГРН 1022200770195) о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Новоалтайские межрайонные электрические сети" (далее - ОАО "Алтайкрайэнерго") 30.10.2010 обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Отделу внутренних дел по городу Новоалтайску (далее - Отдел внутренних дел) о взыскании 20 410 рублей 03 копеек задолженности за электрическую энергию потребленную в период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года и 439 рублей 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Гарантирующий поставщик мотивировал требование ненадлежащим исполнением государственным заказчиком обязательства по оплате потребленной электрической энергии по государственным контрактам от 18.01.2007 N 23 и от 01.01.2008, возникшей в связи с применением при расчете нерегулируемой (свободной) цены за период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года.
Решением от 08.12.2010 Арбитражный суд Алтайского края удовлетворил иск в части взыскания 20 410 рублей 03 копеек долга.
В части взыскания 439 рублей 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами иск оставлен без рассмотрения согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции исходил из ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по оплате принятой электроэнергии с учетом нерегулируемых цен.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод ответчика об исполнении обязательства по оплате согласно заключенным с истцом государственным контрактам, в которых не предусмотрено применение нерегулируемых цен на электрическую энергию.
В кассационной жалобе Отдел внутренних дел просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска ОАО "Алтайкрайэнерго".
Заявитель считает, что после осуществления оплаты по каждому из контрактов, подписания актов сверки взаимных расчетов за 2007-2008 годы и прекращения срока действия договоров у истца отпали субъективные права по предъявлению требований по оплате в соответствии с этими контрактами.
По мнению заявителя, наличие нормы права, предусматривающей возможность оплаты за потребленную электроэнергию как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам не предполагает обязательности применения нерегулируемых цен для уже исполненных обязательств перед поставщиком, который своевременно, в рамках действующего договора, такой возможностью не воспользовался.
Кроме того, заявитель не согласен с распределением судебных расходов.
ОАО "Алтайкрайэнерго" отзыв на кассационную жалобу Отдела внутренних дел не направило.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судом первой инстанции при исследовании материалов дела, АКГУП "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Новоалтайские МЭС" (энергоснабжающая организация, правопредшественник истца) по государственному контракту на поставку электроэнергии от 18.01.2007 N 23 подавало Отделу внутренних дел (государственному заказчику) электрическую энергию и оказывало услуги по передаче электрической энергии по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На следующий год между сторонами был заключен государственный контракт на поставку электроэнергии от 01.01.2008.
Порядок расчета стоимости и оплаты электрической энергии, а также соответствующих услуг определен сторонами в разделе 5 контрактов от 18.01.2007 N 23 и от 01.01.2008.
В пункте 5.1 контрактов от 18.01.2007 и от 01.01.2008 стороны согласовали, что расчет за электроэнергию производится по цене и (или) по ценам в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. В случае изменения тарифов на электроэнергию, сумма государственного контракта меняется соразмерно измененному тарифу. Измененные тарифы принимаются для расчетов с момента введения новых тарифов и дополнительно сторонами не согласовываются.
Дополнительным соглашением к договору энергоснабжения N 23 стороны согласовали годовую программу платежей на 2007 год с лимитами потребления и тарифом 2,17 руб./кВт.час.
Кроме того, дополнительным соглашением к договору энергоснабжения от 01.01.2008 согласована годовая программа потребления электроэнергии на 2008 год без установления тарифа.
Требование ОАО "Алтайкрайэнерго" о взыскании 20 410 рублей 03 копеек задолженности за отпущенную электрическую энергию по дополнительно скорректированным счетам-фактурам заключается в применении нерегулируемых цен за период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года.
С учетом особенностей исполнения обязательств энергоснабжения через присоединенную сеть, предусмотренных нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора о расчетах за отпущенную электрическую энергию правильно исходил из положений пункта 4 статьи 539 данного Кодекса о применении иных законов и правовых актов.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" вытекают полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов по установлению соответствующих тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Пункт 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, предусматривает, что система тарифов состоит из регулируемых тарифов (цен) и свободных (нерегулируемых) цен.
На основании Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, согласно которым истец приобрел статус гарантирующего поставщика. В указанных Правилах также закреплено положение об оплате электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам сверх поставляемых объемов по регулируемым ценам.
Из пункта 106 Правил N 530 следует, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В соответствии с пунктом 109 Правил N 530 электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусматривает, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Поэтому при истолковании условий контрактов суд первой инстанции сделал правильный вывод о его публичном характере (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) и обоснованно применил Правила от 31.08.2006 N 530 о нерегулируемых ценах независимо от наличия в контракте (договоре) такого условия.
С учетом анализа допустимых доказательств об исполнении истцом обязательств по отпуску электроэнергии суд первой инстанции правильно оценил сведения об объемах поставленной электрической энергии и на законном основании взыскал 20 410 рублей 03 копейки задолженности за потребленную электроэнергию в части стоимости электроэнергии по нерегулируемой (свободной) цене.
Требование в части взыскания 439 рублей 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки оплаты с 02.07.2010 по 10.10.2010 по ставке рефинансирования Центробанка России 7,75% годовых правомерно оставлено судом первой инстанции без рассмотрения в связи с несоблюдением в этой части досудебного порядка урегулирования спора согласно пункту 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции.
Доводы Отдела внутренних дел о неизменности цены государственного контракта и невозможности предъявления по этим контрактам требований послед их прекращения противоречит существу обязательств в рамках заключенного контракта энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии) с гарантирующим поставщиком электрической энергии (часть 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ) по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно применил подпункт 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что государственные органы не освобождены от возмещения судебных расходов в случае вынесения судебного акта не в их пользу.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.12.2010 по делу N А03-14370/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела внутренних дел по городу Новоалтайску Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусматривает, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Поэтому при истолковании условий контрактов суд первой инстанции сделал правильный вывод о его публичном характере (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) и обоснованно применил Правила от 31.08.2006 N 530 о нерегулируемых ценах независимо от наличия в контракте (договоре) такого условия.
...
Доводы Отдела внутренних дел о неизменности цены государственного контракта и невозможности предъявления по этим контрактам требований послед их прекращения противоречит существу обязательств в рамках заключенного контракта энергоснабжения (договора купли-продажи электрической энергии) с гарантирующим поставщиком электрической энергии (часть 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ) по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 июня 2011 г. N Ф04-3003/11 по делу N А03-14370/2010