г. Тюмень |
Дело N А03-17857/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации Благовещенского района Алтайского края на решение от 11.03.2011 (судьи Дружинина Н.М., Ильичева Л.Ю., Кайгородов А.Ю.) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17857/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Багаева Сослана Маркозьевича (адрес: 658670, Алтайский край, Благовещенский район, р.п. Благовещенка, ул. Кольцевая д. 3 кв. 1, ИНН 223592007125, ОГРН 306223505800052) к администрации Благовещенского района Алтайского края (адрес: 658670, Алтайский край, Благовещенский район, р.п. Благовещенка, ул. Ленина, 94, ИНН 2235003211, ОГРН 2082235018050) об оспаривании нормативного правового акта.
В заседании приняли участие: от индивидуального предпринимателя Багаева С.М. - Кунгурова Е.А. (доверенность от 06.12.2010), от администрации Благовещенского района Алтайского края - Юдина Т.В. (доверенность от 04.05.2010), от прокурора Алтайского края - Козырева М.В. (удостоверение N 107374).
Суд установил:
Индивидуальный предприниматель Багаев Сослан Маркозьевич обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Благовещенского района Алтайского края (далее - администрация) о признании недействующими пункта 2 и приложения N 1 постановления администрации Благовещенского района от 13.07.2010 N 458 "О порядке и условиях проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутной сети Благовещенского района" (далее - постановление N 458).
На основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Багаева С.М. выступил прокурор Алтайского края.
Решением от 11.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края заявленные индивидуальным предпринимателем Багаевым С.М. требования удовлетворены.
Пункт 2 постановления N 458 и приложение N 1 признаны несоответствующими пункту 4 статьи 5 Закона Алтайского края от 12.09.2007 N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае" (далее - Закон Алтайского края N 91-ЗС) и недействующими в оспариваемой части.
С администрации Благовещенского района Алтайского края взысканы в пользу индивидуального предпринимателя Багаева С.М. расходы по государственной пошлине в размере 200 руб.
Индивидуальному предпринимателю Багаеву С.М. возвращена из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченная государственную пошлину в размере 3800 руб.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 11.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем Багаевым С.М. требований.
Администрация утверждает, что объединение маршрутов в группы не противоречит действующему законодательству и направлено на улучшение транспортного обслуживания населения, снижение аварийности на пассажирском транспорте, оптимизацию муниципальной маршрутной сети, бесперебойное обеспечение транспортного обслуживания всех поселений района.
В отзывах на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Багаев С.М. и прокурор Алтайского края, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просят оставить решение от 11.03.2011 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы кассационной жалобы; представители индивидуального предпринимателя Багаева С.М. и прокурора Алтайского края - доводы, изложенные в своих отзывах.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, пунктом 2 постановления N 458 утверждены отдельные маршруты и группы маршрутов осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования маршрутной сети Благовещенского района.
В Приложении N 1 к указанному постановлению установлены группы маршрутов и количество обслуживающих эти маршруты транспортных средств: Благовещенка - Степное озеро (3 ед.), Благовещенка - Нижний Кучук (1 ед.), Благовещенка - Алексеевка (1 ед.), Благовещенка - Татьяновка - (1ед.), Степное озеро - водозабор (сезонный) (1 ед.) объединены в один лот под номером 1.
Группа маршрутов "Кольцо". Центр - ж/д вокзал (2 ед.), Ж/д вокзал - БСШ N 2 (2 ед.), Центр - Вокзал - СПГУ (1 ед.), Благовещенка - Байгамут (1ед.), Благовещенка - Тельманский (1 ед.) объединены в лот под номером 2.
Маршруты N 3 и N 4 являются единичными.
Постановление N 458 опубликовано в сборнике правовых актов N 23 официального издания администрации Благовещенского района и Благовещенского районного Совета народных депутатов.
Полагая, что пункт 2 постановления N 458 и приложение N 1 к нему противоречат части 4 статьи 5 Закона Алтайского края N 91-ЗС и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель Багаев С.М. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по смыслу части 4 статьи 5 Закона Алтайского края N 91-ЗС предметом конкурса на осуществление пассажирских перевозок может являться только определенный маршрут.
При этом суд первой инстанции не принял во внимание, что вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Решение данных вопросов органами местного самоуправления взаимосвязано с полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенными в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и являющимися расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В рамках предоставленных законодательством полномочий администрация постановлением N 458 утвердила Положение о порядке и условиях проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутной сети Благовещенского района, регулирующее порядок проведения конкурса.
Как следует из материалов дела, объединение администрацией маршрутов в лоты при решении местных вопросов, было обусловлено различным пассажиропотоком в целях безопасности дорожного движения, соблюдения интересов населения муниципального образования, обеспечения бесперебойного равномерного функционирования системы пассажирских перевозок между поселениями в границах муниципального района.
Формирование лотов с включением нескольких маршрутов использовано для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции органов местного самоуправления, не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, следовательно, не противоречит смыслу и содержанию части 4 статьи 5 Закона Алтайского края N 91-ЗС, предусматривающей конкурсный отбор на получение права осуществления перевозок по каждому маршруту.
Таким образом, неправильное истолкование судом первой инстанции норм материального права привело к принятию ошибочного решения, что согласно пункту 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в части удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя Багаева С.М. и взыскания с администрации Благовещенского района Алтайского края в пользу индивидуального предпринимателя Багаева С.М. государственной пошлины.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым в этой части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Багаева С.М. о признании недействующими пункта 2 и приложения N 1 постановления N 458. В остальной части решение от 11.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17857/2010 отменить в части удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя Багаева С.М. и взыскания с администрации Благовещенского района Алтайского края в пользу индивидуального предпринимателя Багаева С.М. государственной пошлины в размере 200 руб.
В этой части принять новое решение. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Багаева С.М. о признании недействующими пункта 2 и приложения N 1 постановления главы администрации Благовещенского района от 13.07.2010 N 458 "О порядке и условиях проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутной сети Благовещенского района" отказать.
В остальной части решение от 11.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках предоставленных законодательством полномочий администрация постановлением N 458 утвердила Положение о порядке и условиях проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутной сети Благовещенского района, регулирующее порядок проведения конкурса.
...
Формирование лотов с включением нескольких маршрутов использовано для наиболее эффективного решения вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции органов местного самоуправления, не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, следовательно, не противоречит смыслу и содержанию части 4 статьи 5 Закона Алтайского края N 91-ЗС, предусматривающей конкурсный отбор на получение права осуществления перевозок по каждому маршруту.
Таким образом, неправильное истолкование судом первой инстанции норм материального права привело к принятию ошибочного решения, что согласно пункту 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в части удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя Багаева С.М. и взыскания с администрации Благовещенского района Алтайского края в пользу индивидуального предпринимателя Багаева С.М. государственной пошлины.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым в этой части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Багаева С.М. о признании недействующими пункта 2 и приложения N 1 постановления N 458. В остальной части решение от 11.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2011 г. N Ф04-2457/11 по делу N А03-17857/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13032/11
23.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13032/11
17.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2457/11
11.03.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17857/10